Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АХИ́ЛЛ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 572-573

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи
«Ахилл приносит в жертву троянских пленников». Фреска гробницы Франсуа в Вульчи. 2–1 вв. до н. э.

АХИ́ЛЛ, Ахил­лес (лат. Achilles, греч. ’Aχιλλεύς), в греч. ми­фо­ло­гии глав­ный ге­рой Тро­ян­ской вой­ны, сын ца­ря Пе­лея и бо­ги­ни Фе­ти­ды, царь Фтии и мир­ми­до­нян. К Фе­ти­де сва­та­лись бо­ги Зевс и По­сей­дон, но, уз­нав пред­ска­за­ние, что ро­див­ший­ся у неё сын ста­нет силь­нее от­ца, от­ка­за­лись от бра­ка, и она бы­ла вы­да­на за ца­ря Пе­лея, пра­ви­те­ля ма­лень­кой об­лас­ти на се­ве­ре Гре­ции в Фес­са­лии. Стре­мясь сде­лать А. бес­смерт­ным, мать за­ка­ли­ва­ла его в ог­не и на­ти­ра­ла ам­бро­зи­ей, но это­му по­ме­шал Пе­лей (по др. вер­сии, ку­па­ла в под­зем­ной ре­ке Стикс, и пя­та, за ко­то­рую она дер­жа­ла ре­бён­ка, ока­за­лась уяз­ви­мой). Зная, что А. по­гиб­нет в Тро­ян­ской вой­не, Фе­ти­да пы­та­лась спря­тать сы­на в жен­ском одея­нии на о. Ски­рос, но, бла­го­да­ря хит­ро­сти Одис­сея, уз­нан­ный А. стал уча­ст­ни­ком по­хо­да под Трою. Под­ви­гам А. и его гне­ву по­свя­ще­на го­ме­ров­ская по­эма «Илиа­да». У А. в пле­ну ока­за­лась кра­са­ви­ца Бри­сеи­да, при­су­ж­дён­ная ему в ка­че­ст­ве по­чёт­ной до­бы­чи. Ага­мем­нон по­тре­бо­вал, что­бы А. от­дал Бри­сеи­ду ему (сам Ага­мем­нон был вы­ну­ж­ден вер­нуть свою плен­ни­цу Хри­сеи­ду – дочь жре­ца Апол­ло­на Хри­са – из-за то­го, что раз­гне­ван­ный Апол­лон на­слал на ахей­цев мор). По­сле ссо­ры с Ага­мем­но­ном ос­корб­лён­ный А. по­ки­нул вой­ско ахей­цев и уда­лил­ся от во­ен. дел. По прось­бе Ага­мем­но­на Фе­ти­да умо­ли­ла Зев­са по­слать по­бе­ду тро­ян­цам, в на­де­ж­де, что ахей­цы уп­ро­сят А. вер­нуть­ся и воз­гла­вить вой­ско (песнь I). Од­на­ко А. ос­тал­ся не­пре­кло­нен к прось­бам по­слов Ага­мем­но­на (песнь IX). Вой­ска ахей­цев потер­пе­ли по­ра­же­ние, что за­ста­ви­ло Пат­рок­ла, вер­но­го дру­га А., на­дев его дос­пе­хи, вы­ступить про­тив Гек­то­ра. Смерть дру­га (песнь XVI) вы­ну­ди­ла А. ид­ти в бой, об­ла­чив­шись в но­вые, вы­ко­ван­ные Ге­фе­стом дос­пе­хи. Хо­тя А. знал о сво­ей близ­кой ги­бе­ли (да­же ко­ни пре­ду­пре­ж­да­ли его об этом), он был го­тов сра­зить­ся с гл. за­щит­ни­ком Трои – ца­ре­ви­чем Гек­то­ром, ко­то­рый, уми­рая, то­же пред­ска­зал ге­рою близ­кую смерть (песнь XXII). По ре­ше­нию бо­гов и прось­бе При­ама А. вер­нул ста­ри­ку те­ло сы­на и оп­ла­ки­вал свою судь­бу (песнь XXIV). «Илиа­да» за­вер­ша­ет­ся по­хо­ро­на­ми Гек­то­ра и пав­ших вои­нов, а даль­ней­шая судь­ба А. из­вест­на из кик­ли­че­ской по­эмы «Эфио­пи­да», по­ве­ст­вую­щей о том, как на по­мощь тро­ян­цам при­шли их со­юз­ни­ки – эфио­пы с ца­рём Мем­но­ном (сы­ном бо­ги­ни Эос) и ама­зон­ки во гла­ве с Пен­те­си­ле­ей. Они гиб­нут от ру­ки А. Пре­сле­дуя тро­ян­цев, А. по­ги­ба­ет у Скей­ских во­рот от стре­лы Па­ри­са, на­прав­ляе­мой са­мим Апол­ло­ном имен­но в уяз­ви­мую пя­ту. Мёрт­во­го А. вы­нес с по­ля боя Аякс Те­ла­мо­нид, в то вре­мя как Одис­сей от­би­вал на­тиск вра­гов. Смерть А. оп­ла­ки­ва­ли в те­че­ние 17 дней Фе­ти­да и му­зы. На 18-й день те­ло А. со­жгли и, сме­шав с пра­хом Пат­рок­ла, по­хо­ро­ни­ли у Си­гей­ско­го мы­са («Одис­сея», песнь XXIV). По др. вер­сии, ур­на с пра­хом обо­их дру­зей по­гре­бе­на на о. Лев­ка. По­сле смер­ти А. был пе­ре­не­сён на Ост­ро­ва Бла­жен­ных, где всту­пил в брак с Ме­де­ей. А., из­на­чаль­но ме­ст­ный фес­са­лий­ский ге­рой, стал по­чи­тать­ся не толь­ко во мн. об­лас­тях Гре­ции, но и за её пре­де­ла­ми – на по­бе­ре­жье Ма­лой Азии, в Юж. Ита­лии, Сев. При­чер­но­мо­рье.

Лит.: Тол­стой И. И. Ахилл и свя­щен­ная Лев­ка // Жур­нал Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния. 1916. № 8–9; Рад­циг С. И. Ро­ман­ти­че­ские мо­ти­вы в по­эзии Эв­ри­пи­да (Ахилл и Ифи­ге­ния) // Сб. Яро­слав­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та. 1920. № 1; Vi­ta A. Il mito di Achill. Torino, 1932; Pesta­lozzi H. Die Achilleis als Quelle der Ilias. Z., 1945.

Вернуться к началу