АРИСТОКРА́ТИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРИСТОКРА́ТИЯ (от греч. ἄριστος – наилучший и ϰράτος – власть), 1) в филос. теориях античности одна из форм гос. правления, когда власть находится в руках узкого круга лиц, наиболее почитаемых за знания или гражд. достоинства. Самые глубокие суждения о содержании понятия «А.» оставили Платон («Государство») и Аристотель («Политика»). Платон из пяти названных им форм гос. устройства А. называет лучшей. Аристотель, отдавая предпочтение политии перед др. типами государства (всего он выделяет их шесть), относит А. к числу лучших и прямо противопоставляет её олигархии. Но античный мир дал не только теоретич. анализ А. как формы гос. правления, но и показал её реальное воплощение. Признаки А. можно найти в Спарте и Рим. республике. Позднее аристократич. (патрицианский) характер приобрела власть в ряде ср.-век. государств (Венецианская и Генуэзская республики в Италии; ганзейские города; Соединённые провинции; Новгород и Псков на Руси). Кризис сословного строя и формирование институтов гражд. общества привели к разрушению социально-экономич. основ А. как одной из форм гос. правления в доиндустриальную эпоху и устранению её с историч. сцены, хотя в отд. странах (особенно на Востоке) сохранились черты аристократич. правления (клановость власти и др.).
2) Высший слой господствующего сословия, касты или иной социальной группы, отличительными чертами которого являются наследуемые титулы и привилегии, в первую очередь преимуществ. доступ к гос. управлению, близость к носителю верховной власти и крупная, гл. обр. земельная, собственность. Формирование А. происходило одновременно с возникновением и развитием государства. Эвпатриты в Афинах, патриции в Риме, инки по рождению в Тауантинсуйу, князья и бояре в Русском гос-ве и т. д. в большей или меньшей степени были носителями названных признаков, отличавших их не только от простолюдинов, но и рядовых представителей господствующих классов, сословий или каст. При переходе от Средневековья к Новому времени позиции А. ослабевают. Этот процесс особенно ускоряется с утверждением абсолютизма, который начинает расшатывать межсословные перегородки, приближать к трону наиболее способных людей из непривилегированных сословий или рядового дворянства (Ж. Б. Кольбер, А. Д. Меншиков). Тому же способствуют династич. гражд. войны, ведущие к взаимному истреблению аристократич. кланов (Алой и Белой розы войны в Англии, религиозные конфликты во Франции и Германии) и возвышению талантливых военачальников незнатного происхождения, пополнявших и размывавших аристократию.
Кризис и разрушение феод. строя, укоренение буржуазных отношений в Европе в сер. 17–19 вв. предельно сузили историч. возможности А. Во время ранних буржуазных революций, когда буржуазия повела народ на штурм феодально-абсолютистских режимов, А. и связанные с ней институты подверглись смертельной опасности (упразднение палаты лордов в Англии, преследование аристократов во Франции). Но, придя к власти, буржуазия предпочла укреплять своё господство путём создания новой А. (попытки Наполеона I создать новую аристократию) или сближения и даже слияния со старой А. (политич. опыт Великобритании). Некоторые надежды А. на восстановление утраченных позиций возникли в эпоху «легитимизма», наступившую после Наполеоновских войн, но к сер. 19 в. они исчезли, оставив, правда, яркий след в культуре романтизма. Значение А. продолжало падать, что отразилось также на переносе самого понятия на новые явления общественно-политич. жизни, не связанные с существованием собственно А. («рабочая А.», «финансовая А.», «А. духа» и т. д.). Роль А. в Новейшее время стали брать на себя элиты, формирующиеся на иной основе, но воспринявшие некоторые особенности поведения аристократов.