Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНДЖЕ́ЛИКО БЕАТО АНДЖЕЛИКО ФРА

Авторы: М. Н. Соколов
Фра Анджелико. «Благовещение». Фреска монастыря Сан-Марко во Флоренции.

АНДЖЕ́ЛИКО, Беа­то Анд­же­ли­ко (Beato An­gelico) Фра [соб­ст­вен­но Гви­до ди Пье­ро (или да Пьет­ро), Guido di Piero (da Pietro)] (ме­ж­ду 1395 и 1400, Вик­кьо-ди-Муд­жел­ло, Тос­ка­на – 18.2.1455, Рим), итал. жи­во­пи­сец, один из круп­ней­ших мас­те­ров фло­рен­тий­ской шко­лы; бла­жен­ный (ка­но­ни­зи­ро­ван в 1994). Прие­хав в 1410-е гг. во Фло­рен­цию, пер­во­на­чаль­но изу­чал иск-во книж­ной ми­ниа­тю­ры. При­нял (ок. 1420) обет по­слу­ша­ния и имя Джо­ван­ни в мон. Сан-До­ме­ни­ко во Фье­зо­ле, в 1438–46 слу­жил и ру­ко­во­дил ху­дож. мас­тер­ской в мон. Сан-Мар­ко во Фло­рен­ции. Ра­бо­тал так­же в Ри­ме (в 1446–49 и 1452–55) и Ор­вие­то (1447). Ис­пы­тал влия­ние Ма­зач­чо, Ма­зо­ли­но и Джен­ти­ле да Фаб­риа­но. В ран­них про­из­ве­де­ни­ях (напр., «Ма­дон­на с мла­ден­цем на тро­не и свя­тые Фо­ма, До­миник и Пётр Му­че­ник», ок. 1424–25) при­су­щее его сти­лю гра­ци­оз­ное изя­ще­ст­во со­сед­ст­ву­ет ещё с опре­де­лён­ной ско­ван­но­стью фи­гур и дроб­но­стью цве­та. С го­да­ми А. до­бил­ся безуп­реч­но­го еди­не­ния фи­гур с про­стран­ст­вом и гар­мо­нич. утон­чён­но­сти ко­ло­ри­та, где ср.-век. зо­ло­то фо­нов и отд. де­та­лей (ним­бов и др.) со­че­та­ет­ся с изы­скан­но­стью тон­ко ню­ан­си­ро­ван­ной кра­соч­ной гам­мы. Мис­тич. ви­зи­о­нер­ст­во де­ла­ет А. в выс­шей сте­пе­ни «по­гра­нич­ным», сред­не­ве­ко­во-ре­нес­санс­ным мас­те­ром; ве­ли­ко­леп­но ус­во­ив но­ва­ции кват­ро­чен­то, он всё же ос­тал­ся мо­на­хом-ху­дож­ни­ком, жи­во­пи­сую­щим свои бла­го­чес­ти­вые ви­де­ния. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ют про­зви­ща, под ко­то­ры­ми мас­тер во­шёл в ис­то­рию (букв. – ан­гель­ский брат, бла­жен­ный ан­гель­ский брат), а так­же упо­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков, от­ме­чав­ших его «пла­мен­ную ве­ру» (До­мени­ко да Ко­рел­ло), «сми­ре­ние и кро­тость» (Дж. Ва­за­ри). К чис­лу луч­ших про­из­ве­де­ний А. при­над­ле­жат «Ма­дон­на Ли­най­уо­ли» (1433–36), ал­тарь св. Мар­ка (1438–40), фре­ски на еван­гель­ские те­мы в мон. Сан-Мар­ко (1440–41 и 1450; все – Му­зей Сан-Мар­ко, Фло­рен­ция); рос­пи­си в ка­пел­ле Ни­ко­лая V в Ва­ти­ка­не (совм. со сво­им уче­ни­ком Б. Гоц­цо­ли, 1448–49) на сю­же­ты из жиз­ни свя­тых Сте­фа­на и Лав­рен­тия; «Ко­ро­но­ва­ние Бо­го­ма­те­ри» (ок. 1450–53, Га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция).

Лит.: Mu­ra­toff P. Frate An­gelico. [R.], 1930; Bal­dini U. B. An­gelico. Firenze, 1986; Spi­k J. T. Fra An­gelico. N. Y., 1996; По­уп-Хен­не­си Дж. Фра Анд­же­ли­ко. М., 1996; Beato An­ge­li­co: cata­logo com­pleto. Firenze, 1998.

Вернуться к началу