Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕКСА́НДР АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АЛЕКСА́НДР АЛЕКСАНДРИ́ЙСКИЙ (‘Ο  Ἀλεξανδρεῖας Ἀλέξανδρος) (ок. 250 – апр. 326 или 328), свя­ти­тель, ­ар­хи­епис­коп (пат­ри­арх) Алек­сан­д­рий­ский (с 312). Пред­ста­ви­тель алек­сан­д­рий­ской шко­лы (в бо­го­сло­вии). В прав­ле­ние свт. Пет­ра Алек­сан­д­рий­ско­го (300–311) один из наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных кли­ри­ков. Став ар­хи­епи­ско­пом, всту­пил в по­ле­ми­ку с пре­сви­те­ром Ари­ем (см. Ари­ан­ст­во), близ­ким к тра­ди­ци­ям ан­тиохий­ской шко­лы (в бо­го­сло­вии) и от­стаи­вав­шим те­зис о твар­но­сти Ло­го­са (Сы­на Бо­жия). А. А. вы­дви­нул по­ло­же­ние: «Свя­тая Трои­ца есть в Трои­це еди­ни­ца». Од­на­ко Арий не раз­де­лял ут­вер­жде­ния А. А. о со­веч­но­сти Бо­га Сы­на Бо­гу От­цу, ко­то­рое зву­ча­ло так: «Все­гда Отец, все­гда и Сын, вме­сте Отец, вме­сте и Сын. Сын... все­гда ро­ж­да­ет­ся... из Са­мо­го Бо­га». В по­ле­ми­ке с Ари­ем А. А. ещё до Ни­кей­ско­го со­бо­ра фор­му­ли­ру­ет пра­во­слав­ное уче­ние о еди­но­су­щии Бо­га Сы­на Бо­гу От­цу и пред­веч­ном ро­ж­де­нии Сы­на Бо­жия. Уче­ние А. А. со­хра­ни­лось в его по­сла­нии и эн­цик­ли­ке у блж. Фео­до­ри­та и Со­кра­та Схо­ла­сти­ка, а так­же в ре­чи, при­ве­дён­ной на сир. яз. са­мим Ари­ем.

В 325 А. А. и со­про­во­ж­дав­ший его в са­не диа­ко­на свт. Афа­на­сий Ве­ли­кий при­ня­ли ак­тив­ное уча­стие в Ни­кей­ском I Все­лен­ском со­бо­ре (см. Все­лен­ские со­бо­ры). Их уси­лия­ми был при­нят Сим­вол ве­ры и осу­ж­де­но уче­ние Ария. По на­стоя­нию А. А. был при­нят по­ря­док празд­но­ва­ния Пас­хи. Сам А. А. на за­се­да­ни­ях со­бо­ра си­дел ря­дом с имп. Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким, под со­бор­ны­ми ак­та­ми под­пись А. А. сто­ит сра­зу по­сле под­пи­сей пап­ских ле­га­тов.

Вернуться к началу