Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЗЕРБАЙДЖА́НЦЫ

Авторы: Б.-Р. Логашова; Н. Д. Пчелинцева (искусство); М. И. Шилакадзе, Э. А. Мирзоева (фольклор)
Азербайджанка у родника.

АЗЕРБАЙДЖА́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – азер­бай­джан­лы­лар), на­род в Азер­бай­джа­не и на се­ве­ре Ира­на (Юж. Азер­байд­жан). Чис­лен­ность в Азер­байд­жа­не 5,8 млн. чел. (2000, оцен­ка; со­глас­но пе­ре­пи­си 1999 – 7,2 млн. чел.), в Ира­не – 10,8 млн. чел. Жи­вут так­же в Тур­ции (700 тыс. чел.), Ира­ке (по раз­ным оцен­кам, от 300 тыс. до 1,3 млн. чел.; в Ира­ке А. на­зы­ва­ют турк­ме­на­ми или тур­ка­ми), Рос­сии (621,8 тыс. чел.; 2002, пе­ре­пись), Гру­зии (300 тыс. чел.), Ка­зах­ста­не (90 тыс. чел.), Уз­бе­ки­ста­не (55 тыс. чел.), Ук­раи­не (36 тыс. чел.), Турк­ме­нии (42 тыс. чел.), Аф­га­ни­ста­не и др. Су­ще­ст­ву­ют др. оцен­ки, силь­но за­вы­шаю­щие чис­лен­ность А. за счёт вклю­че­ния в них др. тюр­коя­зыч­ных групп. В 19 – нач. 20 вв. в офиц. рос. до­ку­мен­тах А. на­зы­ва­ли тюр­ка­ми, та­та­ра­ми. Су­бэт­нич. груп­па А. – ай­ру­мы; к ним близ­ки жи­ву­щие в Ира­не и Аф­га­ни­ста­не аф­ша­ры, бая­ты, ка­ра­даг­цы, ка­ра­па­па­хи, па­да­ры, шах­се­ве­ны и др., тра­ди­ци­он­но ве­ду­щие ко­че­вой об­раз жиз­ни. Го­во­рят на азер­бай­джан­ском язы­ке. Ве­рую­щие гл. обр. му­суль­ма­не-шии­ты, на се­ве­ре Азер­бай­джа­на и юге Да­ге­ста­на есть так­же сун­ни­ты ха­на­фит­ско­го маз­ха­ба.

Азербайджанское узорное ткачество и вязание.

До нач. 2-го тыс. население Азербайджана говорило на северокавказских (агванском яз. и др.) и иранских (азери, к носителям которых восходят совр. талыши, и ср.-перс., к которому восходит язык совр. татов) языках. С 1-го тыс. н. э. сю­да про­ни­ка­ют тюрк. на­ро­ды (гун­ны, ха­за­ры, бул­га­ры, пе­че­не­ги и др.). Но­вая вол­на тюр­ки­за­ции ме­ст­но­го на­се­ле­ния свя­за­на с втор­же­ни­ем огу­зов (11–13 вв.). В позд­нем Сред­не­ве­ко­вье А. рас­се­ли­лись в др. ре­гио­нах Кав­ка­за. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Кав­ка­за (см. в ст. Азия). Ха­рак­те­рен древ­ний тип жи­ли­ща-по­лу­зем­лян­ки (ка­ра­дам, или га­ра­дам) с кров­лей в ви­де лож­но­го сво­да, опи­раю­щей­ся на стол­бы, и оча­гом в цен­тре. Тра­диц. муж­ская и жен­ская оде­ж­да – ру­ба­ха, ши­ро­кие шта­ны-шаль­ва­ры, курт­ка-ар­ха­лук, на но­гах – джо­ра­бы, ко­жа­ная обувь ти­па порш­ней (аяг ка­бы), у муж­чин – каф­тан-чу­ха, на го­ло­ве – па­па­ха, у жен­щин – юб­ка, го­лов­ной убор – круг­лая ша­поч­ка и свер­ху пла­ток. Азерб. иск-во вос­хо­дит к ср.-век. тра­ди­ци­ям: резь­ба по де­ре­ву и кам­ню, из­го­тов­ле­ние по­лив­ной ке­ра­ми­ки (осо­бен­но в г. Гянд­жа), ук­ра­ше­ний с эма­лью и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, мед­ной по­су­ды с гра­ви­ров­кой (осо­бен­но в с. Ла­гич), ору­жия, ор­на­мен­ти­ро­ван­но­го че­кан­кой, гра­ви­ров­кой и чер­нью, шёл­ко­вых узор­ных тка­ней (узор на­но­сит­ся при по­мо­щи вос­ка), вор­со­вых и без­вор­со­вых ков­ров (к 18 в. сло­жи­лись ме­ст­ные шко­лы ковро­де­лия: ку­ба-шир­ван­ская, теб­риз­ская, гянд­жа-ка­зах­ская, ка­ра­бах­ская), из­го­тов­ле­ние су­мок, по­пон и т. п. из ков­ро­вой тка­ни, вы­шив­ка по бар­ха­ту и ат­ла­су зо­ло­ты­ми и цвет­ны­ми ни­тя­ми и др.

Фольк­лор. Рас­про­стра­не­ны сказ­ки, ле­ген­ды, прит­чи, анек­до­ты. Нар. му­зы­ка в сво­ей ос­но­ве од­но­го­лос­на. Тру­до­вые пес­ни – пас­ту­ше­ские (в т. ч. ре­чи­та­тив­но-им­про­ви­зац. пес­ни с воз­гла­са­ми, со­про­во­ж­даю­щие вы­пас овец) и зем­ле­дель­че­ские (ре­чи­та­тив­но-им­про­ви­зац. па­хот­ные, мо­ло­тиль­ные, с чёт­ким рит­мом – мо­тыж­ные и др.). Ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые – пес­ни аг­рар­ных празд­ни­ков, пес­ни-за­кли­на­ния (до­ж­дя, за­су­хи, вет­ра). Сре­ди се­мей­но-об­ря­до­вых жан­ров зна­чит. ме­сто за­ни­ма­ют слав­ления же­ни­ха и не­вес­ты; по­хо­рон­ные при­чи­та­ния ис­пол­ня­ют­ся проф. пла­каль­щи­ца­ми. Са­мая боль­шая груп­па песен – бы­то­вые (лю­бов­ные – час­то в фор­ме диа­ло­га юно­ши и де­вуш­ки, о при­ро­де, пес­ни-раз­мыш­ле­ния, шу­точ­ные). Тан­цы: жен­ские соль­ные (сюз­ме, узун­да­ра), кру­го­вой об­ря­до­вый (ял­лы), мас­со­вый муж­ской (ша­ла­хо), муж­ские во­ин­ст­вен­ные (джан­ги, ка­за­хи). Тра­диц. ин­ст­ру­мен­ты: смыч­ко­вый ке­ман­ча, щип­ко­вые саз и тар; ду­хо­вые – флей­та ту­тек, языч­ко­вые зур­на и ба­ла­бан; бу­бен даф, или га­бал, ба­ра­ба­ны на­га­ра и ба­ла-на­га­ра, гли­ня­ные ли­тав­ры гош-на­га­ра, или дум­бул. Рас­про­стра­не­ны ан­самб­ли ду­хо­вых инстру­ментов (напр., 2 зур­ны и 1–2 удар­ных), ис­пол­няю­щие тан­це­валь­ные и об­ря­до­вые наи­гры­ши, и струн­ные ан­самб­ли (саз, ке­ман­ча, тар, даф). Уст­ное про­фес­сио­наль­ное иск-во пред­став­лено дас­та­на­ми – ге­рои­ко-эпи­чес­ки­ми (осо­бен­но из­вес­тен эпос «Кёр-ог­лы») и ли­ри­че­ски­ми (лю­бов­но-ро­ман­тич. сю­же­ты со­став­ля­ют ос­но­ву дас­та­нов «Ас­ли и Ке­рим», «Ашиг-Га­риб»); с дас­та­на­ми свя­за­но твор­че­ст­во ашу­гов. Раз­ви­то иск-во му­га­ма.

Лит.: Ке­рог­лу. Ба­ку, 1959; Гад­жи­бе­ков У. Ос­но­вы азер­бай­джан­ской на­род­ной му­зы­ки. 3-е изд. Ба­ку, 1985; Азер­бай­джан­ский фольк­лор. Ба­ку, 1989.

Вернуться к началу