ДИ́ЗЕЛЬ РУДОЛЬФ КРИСТИАН КАРЛ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИ́ЗЕЛЬ (Diesel) Рудольф Кристиан Карл (18.3.1858, Париж – 29.9.1913), нем. инженер, создатель двигателя внутр. сгорания с воспламенением от сжатия (дизель). В 1878 окончил Высшую политехническую школу в Мюнхене. С 1880 работал на фирме К. Линде. В патентах 1892 и 1893 Д. выдвинул идею создания двигателя внутреннего сгорания, работающего по циклу, близкому к идеальному Карно циклу, в котором наивысшая темп-ра достигалась сжатием чистого воздуха до 25 МПа. В первом опытном двигателе (1893) в качестве топлива Д. использовал буроугольную пыль без водяного охлаждения стенок цилиндра (результат отрицательный). В кон. 1896 оборудовал двигатель водяным охлаждением, в качестве горючего использовал жидкое топливо, которое подавалось в цилиндр и распылялось при помощи сжатого воздуха. В 1897 в Аугсбурге Д. построил первый работоспособный четырёхтактный дизельный двигатель (выс. 3 м, 172 об/мин, мощность ок. 15 кВт, масса 5 т), который отличался сравнительно высоким кпд – 0,262 (вдвое выше, чем у паровой машины), но работал на дорогостоящем керосине и имел ряд конструктивных дефектов. После некоторых усовершенствований, внесённых в 1898–99, двигатель стал работать на дешёвом топливе (нефти) и получил широкое распространение в пром-сти и на транспорте (см. Автомобильный двигатель, Дизельная электростанция, Судовой двигатель). Д. утонул в Ла-Манше. Обстоятельства гибели остались неизвестными.