Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИ́ЗЕЛЬ РУДОЛЬФ КРИСТИАН КАРЛ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 739

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДИ́ЗЕЛЬ (Diesel) Ру­дольф Кри­сти­ан Карл (18.3.1858, Па­риж – 29.9.1913), нем. ин­же­нер, соз­да­тель дви­га­те­ля внутр. сго­ра­ния с вос­пла­ме­не­ни­ем от сжа­тия (ди­зель). В 1878 окон­чил Выс­шую по­ли­тех­ническую шко­лу в Мюн­хе­не. С 1880 ра­бо­тал на фир­ме К. Лин­де. В па­тен­тах 1892 и 1893 Д. вы­дви­нул идею со­з­да­ния дви­га­те­ля внутреннего сго­ра­ния, ра­бо­таю­ще­го по цик­лу, близ­ко­му к иде­аль­но­му Кар­но цик­лу, в ко­то­ром наи­выс­шая темп-ра дос­ти­га­лась сжа­ти­ем чис­то­го воз­ду­ха до 25 МПа. В пер­вом опыт­ном дви­га­те­ле (1893) в ка­че­ст­ве то­п­ли­ва Д. ис­поль­зо­вал бу­ро­уголь­ную пыль без во­дя­но­го ох­ла­ж­де­ния сте­нок ци­лин­д­ра (ре­зуль­тат от­ри­ца­тель­ный). В кон. 1896 обо­ру­до­вал дви­га­тель во­дя­ным ох­ла­ж­де­ни­ем, в ка­че­ст­ве го­рю­че­го ис­поль­зо­вал жид­кое то­п­ли­во, ко­то­рое по­да­ва­лось в ци­линдр и рас­пы­ля­лось при по­мо­щи сжа­то­го воз­ду­ха. В 1897 в Аугс­бур­ге Д. по­стро­ил пер­вый ра­бо­то­спо­соб­ный че­ты­рёх­такт­ный ди­зель­ный дви­га­тель (выс. 3 м, 172 об/мин, мощ­ность ок. 15 кВт, мас­са 5 т), ко­то­рый от­ли­чал­ся срав­ни­тель­но вы­со­ким кпд – 0,262 (вдвое вы­ше, чем у па­ро­вой ма­ши­ны), но ра­бо­тал на до­ро­го­стоя­щем ке­ро­си­не и имел ряд кон­ст­рук­тив­ных де­фек­тов. По­сле не­ко­то­рых усо­вер­шен­ст­во­ва­ний, вне­сён­ных в 1898–99, дви­га­тель стал ра­бо­тать на де­шё­вом то­п­ли­ве (неф­ти) и по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в пром-сти и на транс­пор­те (см. Ав­то­мо­биль­ный дви­га­тель, Ди­зель­ная элек­тро­стан­ция, Су­до­вой дви­га­тель). Д. уто­нул в Ла-Ман­ше. Об­стоя­тель­ст­ва ги­бе­ли ос­та­лись не­из­вест­ны­ми.

Соч.: Theorie und Konstruktion eines ra­tio­nel­len Wärmemotors zum Ersatz der Dampf­ma­schi­nen und der heute bekannten Verb­ren­nungs­motoren. B., 1893; Die Entstehung des Dieselmotors. B., 1913.

Лит.: Гу­ми­лев­ский Л. И. Р. Ди­зель. М.; Л., 1938; Кор­ню­шен­ко С. И. Р. Ди­зель // Строи­тель­ная тех­ни­ка и тех­но­ло­гии. 2005. № 4.

Вернуться к началу