СУДОВО́Й ДВИ́ГАТЕЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУДОВО́Й ДВИ́ГАТЕЛЬ, преобразует на судне к.-л. вид энергии в механич. работу. По роду преобразования энергии С. д. делятся на первичные и вторичные (см. Двигатель). В качестве С. д. наибольшее применение получили дизели; впервые С. д. был установлен на речном теплоходе «Вандал» в С.-Петербурге (1903). Число оборотов существующих судовых дизелей составляет 100–2000 об/мин; их мощность варьируется в диапазоне 10–25000 кВт и более. Использование дизеля с наддувом увеличило мощность примерно на 20%. На крупных судах используют малооборотные 2-тактные крейцкопфные двигатели; на судах среднего водоизмещения (траулеры, паромы, буксиры, спец. суда) – среднеоборотные 4-тактные дизели; на судах малого водоизмещения и в качестве дизель-генераторов судовых электростанций – высокооборотные 4-тактные дизели. Газовые турбины широко применяют в воен.-мор. флоте, в осн. на небольших скоростных судах (десантных катерах, минных тральщиках, судах на подводных крыльях). Атомные энергетич. установки часто применяются на крупных и мощных специализир. судах: ледоколах и подводных лодках (осн. преимущество в почти неограниченной дальности плавания).