Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИРТУАЛИЗА́ЦИЯ О́БЩЕСТВА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 370

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. К. Колин

ВИРТУАЛИЗА́ЦИЯ О́БЩЕСТВА (от англ. virtual – кажущийся), про­цесс за­ме­ще­ния ре­аль­ных со­ци­аль­ных от­но­ше­ний их вир­ту­аль­ны­ми об­раз­ами. В об­ще­ст­ве, где Ин­тер­нет и др. сред­ст­ва мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции иг­ра­ют всё бо­лее за­мет­ную роль, фор­ми­ру­ет­ся но­вый, ил­лю­зор­ный мир сим­во­лов, ко­то­рый су­ще­ст­ву­ет па­рал­лель­но с ре­аль­ным фи­зич. ми­ром и ста­но­вит­ся та­кой же не­отъ­ем­ле­мой ча­стью бы­тия, как и ок­ру­жаю­щая дей­ст­ви­тель­ность (см. Вир­ту­аль­ная ре­аль­ность). В. о. пред­став­ля­ет со­бой прин­ци­пи­аль­но но­вый про­цесс гло­баль­но­го мас­шта­ба, ко­то­рый от­ра­жа­ет ре­аль­ные транс­фор­ма­ции об­ще­ст­ва 21 в.

Ус­лов­но раз­ли­ча­ют два ви­да В. о. – ком­пь­ю­тер­ную и не­ком­пь­ю­тер­ную. Ком­пь­ю­тер­ная В. о. (пе­ре­ход разл. сфер дея­тель­но­сти на уро­вень ин­фор­мац.-ком­му­ни­кац. се­тей) тес­но свя­за­на с раз­ви­ти­ем про­цес­са ин­фор­ма­ти­за­ции об­ще­ст­ва и ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­фор­мац. тех­но­ло­гий в разл. со­ци­аль­ных сфе­рах (эко­но­ми­ке, нау­ке, об­ра­зо­ва­нии, куль­ту­ре, бы­ту и др.). Напр., вир­ту­аль­ные уни­вер­си­те­ты в сис­те­ме от­кры­то­го об­ра­зо­ва­ния, вир­ту­аль­ные му­зеи, элек­трон­ные офи­сы в се­ти Ин­тер­нет. Ещё один при­мер ком­пь­ю­тер­ной В. о. – се­те­вые со­об­ще­ст­ва в сфе­ре нау­ки, эко­но­ми­ки и об­ществ. дея­тель­но­сти, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой груп­пы лю­дей, свя­зан­ных об­щи­ми ин­те­ре­са­ми и кон­так­ти­рую­щих ме­ж­ду со­бой по­сред­ст­вом ин­фор­мац.-ком­му­ни­кац. се­тей (см. Вир­ту­аль­ная ком­му­ни­ка­ция). Раз­ви­тие се­те­вых со­об­ществ мо­жет стать все­объ­ем­лю­щим уже в 1-й пол. 21 в. и, воз­мож­но, при­ве­дёт к ре­во­люц. из­ме­не­ни­ям прак­ти­че­ски во всех сфе­рах жиз­не­дея­тель­но­сти об­ще­ст­ва.

Не­ком­пь­ю­тер­ная В. о. (под­ме­на ре­аль­ных фак­то­ров лич­но­ст­но­го и об­ществ. взаи­мо­дей­ст­вия их об­раз­ами) про­яв­ля­ет­ся в эко­но­ми­ке, по­ли­ти­ке, куль­ту­ре. При­ме­ром мо­жет слу­жить раз­ви­тие рын­ков цен­ных бу­маг, рек­ла­мы и т. н. пи­ар-тех­но­ло­гий (см. Паб­лик ри­лей­шен). В. о. в об­лас­ти эко­но­ми­ки на­гляд­нее все­го про­яв­ля­ет­ся в фи­нан­со­вой сфе­ре. По оцен­кам спе­циа­ли­стов, ок. 90% всех фи­нан­со­вых средств ми­ро­вой эко­но­ми­ки вра­ща­ет­ся в сфе­ре цен­ных бу­маг и все­го 10% под­дер­жи­ва­ет ре­аль­ное про­из-во. Та­кая си­туа­ция соз­да­ёт боль­шие воз­мож­но­сти для круп­ных фи­нан­со­вых спе­ку­ля­ций. Вир­ту­аль­ная эко­но­ми­ка об­ла­да­ет вы­со­кой ди­на­мич­но­стью, ко­то­рая обу­слов­ле­на тем, что её осн. объ­ек­ты яв­ля­ют­ся лишь ин­фор­мац. об­ра­за­ми ре­аль­ных эко­но­мич. объ­ек­тов и по­это­му мо­гут в зна­чит. сте­пе­ни из­ме­нять­ся по во­ле че­ло­ве­ка. Т. к. мир сим­во­лов бо­лее под­ви­жен, он мень­ше за­щи­щён от си­му­ля­ций и пред­на­ме­рен­ных спе­ку­ля­тив­ных дей­ст­вий. В этом кро­ет­ся од­на из гл. опас­но­стей про­цес­са В. о. для даль­ней­ше­го ус­той­чи­во­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва.

В. о. в по­ли­ти­ке про­яв­ля­ет­ся в про­цес­се про­ве­де­ния пред­вы­бор­ных аги­та­ци­он­ных кам­па­ний с при­ме­не­ни­ем т. н. по­ли­тич. пи­ар-тех­но­ло­гий. С их по­мо­щью ис­кус­ст­вен­но соз­да­ёт­ся при­вле­ка­тель­ный для об­ще­ст­ва об­раз то­го или ино­го кан­ди­да­та. При этом ре­аль­ная по­ли­тич. борь­ба ме­ж­ду кан­ди­да­та­ми на вы­бор­ный пост под­ме­ня­ет­ся со­стя­за­ни­ем их ан­га­жи­ро­ван­ных по­лит­тех­но­ло­гов. В вир­ту­аль­ной по­ли­ти­ке со­пос­тав­ля­ют­ся не де­ло­вые ка­че­ст­ва ре­аль­ных кан­ди­да­тов и не их по­ли­тич. про­грам­мы, а ис­кус­ст­вен­но сфор­ми­ро­ван­ные об­ра­зы. По­ли­тич. тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти об­ла­да­ют боль­шой эф­фек­тив­но­стью воз­дей­ст­вия на об­ществ. соз­на­ние.

В. о. в об­лас­ти куль­ту­ры про­яв­ля­ет­ся, напр., в ши­ро­ком при­ме­не­нии пи­ар-тех­но­ло­гий для соз­да­ния имид­жа по­пу­ляр­ных ар­ти­стов и дея­те­лей совр. куль­ту­ры. Рек­ла­ма соз­да­ёт свое­об­раз­ный за­по­ми­наю­щий­ся и не­по­вто­ри­мый имидж ис­пол­ни­те­ля (час­то не за­ви­ся­щий от его та­лан­та и про­фес­сио­наль­но­го мас­тер­ст­ва), ко­то­рый га­ран­ти­ру­ет ему по­пу­ляр­ность и ком­мерч. ус­пех. Вир­туа­ли­за­ция куль­ту­ры про­яв­ля­ет­ся и в том, что всё боль­шее чис­ло лю­дей пред­по­чи­та­ет чи­тать га­зе­ты и кни­ги в элек­трон­ном ви­де, как пра­ви­ло, че­рез Ин­тер­нет. Напр., в США та­ких чи­та­те­лей 12–15 млн. чел. Про­гно­зи­ру­ет­ся, что но­вые дос­ти­же­ния в об­лас­ти раз­ви­тия ин­фор­мац. тех­но­ло­гий и вы­чис­лит. тех­ни­ки да­дут воз­мож­ность су­ще­ст­вен­но по­вы­сить ком­форт­ность «элек­трон­но­го чте­ния», обес­пе­чить пол­но­фор­мат­ное изо­бра­же­ние тек­ста пе­чат­но­го из­да­ния, воз­мож­ность «лис­та­ния» стра­ниц, уве­ли­че­ния и вы­де­ле­ния фраг­мен­тов тек­ста, цвет­ных ил­лю­ст­ра­ций и т. п.

Лит.: Ива­нов Д. В. Вир­туа­ли­за­ция об­ще­ст­ва. СПб., 2000; Ко­лин К. К. Фун­да­мен­таль­ные ос­но­вы ин­фор­ма­ти­ки: со­ци­аль­ная ин­фор­ма­ти­ка. М.; Ека­те­рин­бург, 2000; он же. Вир­туа­ли­за­ция об­ще­ст­ва – но­вая уг­ро­за для его ста­биль­но­сти? // Си­нер­ге­ти­че­ская па­ра­диг­ма. Че­ло­век и об­ще­ст­во в ус­ло­ви­ях не­ста­биль­но­сти. М., 2003; Means G., Schneider D. MetaCapitalism: the e-bisiness revolution and the design of 21st-century companies and markets. N. Y., 2000.

Вернуться к началу