ВИРТУАЛИЗА́ЦИЯ О́БЩЕСТВА
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИРТУАЛИЗА́ЦИЯ О́БЩЕСТВА (от англ. virtual – кажущийся), процесс замещения реальных социальных отношений их виртуальными образами. В обществе, где Интернет и др. средства массовой коммуникации играют всё более заметную роль, формируется новый, иллюзорный мир символов, который существует параллельно с реальным физич. миром и становится такой же неотъемлемой частью бытия, как и окружающая действительность (см. Виртуальная реальность). В. о. представляет собой принципиально новый процесс глобального масштаба, который отражает реальные трансформации общества 21 в.
Условно различают два вида В. о. – компьютерную и некомпьютерную. Компьютерная В. о. (переход разл. сфер деятельности на уровень информац.-коммуникац. сетей) тесно связана с развитием процесса информатизации общества и использованием информац. технологий в разл. социальных сферах (экономике, науке, образовании, культуре, быту и др.). Напр., виртуальные университеты в системе открытого образования, виртуальные музеи, электронные офисы в сети Интернет. Ещё один пример компьютерной В. о. – сетевые сообщества в сфере науки, экономики и обществ. деятельности, которые представляют собой группы людей, связанных общими интересами и контактирующих между собой посредством информац.-коммуникац. сетей (см. Виртуальная коммуникация). Развитие сетевых сообществ может стать всеобъемлющим уже в 1-й пол. 21 в. и, возможно, приведёт к революц. изменениям практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Некомпьютерная В. о. (подмена реальных факторов личностного и обществ. взаимодействия их образами) проявляется в экономике, политике, культуре. Примером может служить развитие рынков ценных бумаг, рекламы и т. н. пиар-технологий (см. Паблик рилейшен). В. о. в области экономики нагляднее всего проявляется в финансовой сфере. По оценкам специалистов, ок. 90% всех финансовых средств мировой экономики вращается в сфере ценных бумаг и всего 10% поддерживает реальное произ-во. Такая ситуация создаёт большие возможности для крупных финансовых спекуляций. Виртуальная экономика обладает высокой динамичностью, которая обусловлена тем, что её осн. объекты являются лишь информац. образами реальных экономич. объектов и поэтому могут в значит. степени изменяться по воле человека. Т. к. мир символов более подвижен, он меньше защищён от симуляций и преднамеренных спекулятивных действий. В этом кроется одна из гл. опасностей процесса В. о. для дальнейшего устойчивого развития общества.
В. о. в политике проявляется в процессе проведения предвыборных агитационных кампаний с применением т. н. политич. пиар-технологий. С их помощью искусственно создаётся привлекательный для общества образ того или иного кандидата. При этом реальная политич. борьба между кандидатами на выборный пост подменяется состязанием их ангажированных политтехнологов. В виртуальной политике сопоставляются не деловые качества реальных кандидатов и не их политич. программы, а искусственно сформированные образы. Политич. технологии виртуальной реальности обладают большой эффективностью воздействия на обществ. сознание.
В. о. в области культуры проявляется, напр., в широком применении пиар-технологий для создания имиджа популярных артистов и деятелей совр. культуры. Реклама создаёт своеобразный запоминающийся и неповторимый имидж исполнителя (часто не зависящий от его таланта и профессионального мастерства), который гарантирует ему популярность и коммерч. успех. Виртуализация культуры проявляется и в том, что всё большее число людей предпочитает читать газеты и книги в электронном виде, как правило, через Интернет. Напр., в США таких читателей 12–15 млн. чел. Прогнозируется, что новые достижения в области развития информац. технологий и вычислит. техники дадут возможность существенно повысить комфортность «электронного чтения», обеспечить полноформатное изображение текста печатного издания, возможность «листания» страниц, увеличения и выделения фрагментов текста, цветных иллюстраций и т. п.