Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́БЛИК РИЛЕ́ЙШЕНЗ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 6

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Сахаров

ПА́БЛИК РИЛЕ́ЙШЕНЗ (англ. Public Re­lations – от­но­ше­ния с об­ще­ст­вен­но­стью, свя­зи с об­ще­ст­вен­но­стью; аб­бре­виа­ту­ра PR – пи­ар), ор­га­ни­зо­ван­ное управ­ле­ние об­ществ. мне­ни­ем в поль­зу за­каз­чи­ка. В рам­ках П. р. тща­тель­но по­доб­ран­ная и ис­кус­но по­дан­ная ин­фор­ма­ция яв­ля­ет­ся сво­его ро­да то­ва­ром или про­дук­том, ко­то­рый пре­под­но­сит­ся как сред­ст­вам мас­со­вой ин­фор­ма­ции, так и об­ще­ст­ву в це­лом.

П. р. воз­ник в кон. 19 – нач. 20 вв. в США как важ­ная часть мар­ке­тин­га це­ле­на­прав­лен­ных рек­лам­ных кам­па­ний по про­дви­же­нию то­ва­ров, про­дук­тов, ус­луг с при­ме­не­ни­ем спец. тех­но­ло­гий по ма­ни­пу­ли­ро­ва­нию об­ществ. соз­на­ни­ем с учё­том разл. ка­те­го­рий по­тре­би­те­лей. Так­же ста­ли по­яв­лять­ся спе­циа­ли­зир. пи­ар-фир­мы. Впо­след­ст­вии тех­но­ло­гии ком­мерч. П. р. ста­ли при­ме­нять­ся и в об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. сфе­ре в хо­де пред­вы­бор­ных кам­па­ний и для обес­печ­ния со­ци­аль­ной под­держ­ки то­го или ино­го по­ли­тич. кур­са. Ос­но­ва­те­лем совр. по­ли­тич. П. р. счи­та­ет­ся амер. жур­на­лист А. Ли (1877–1934), мно­го лет про­ра­ботав­ший на се­мей­ст­во Рок­фел­ле­ров. В 1906 он опуб­ли­ко­вал «Дек­ла­ра­цию о прин­ци­пах», в ней при­зы­вал пи­ар-спе­циа­ли­стов убе­дить об­ще­ст­во в том, что кор­по­ра­ции ис­крен­не стре­мят­ся до­бить­ся до­ве­рия с его сто­ро­ны.

В нач. 21 в. в струк­ту­рах мн. ор­га­нов вла­сти су­ще­ст­ву­ют спец. служ­бы по свя­зям с об­ще­ст­вен­но­стью, ко­то­рые, как пра­ви­ло, дей­ст­ву­ют со­вме­ст­но с пресс-служ­ба­ми. Спе­циа­ли­сты по свя­зям с об­ще­ст­вен­но­стью ве­дут мо­ни­то­ринг об­ществ. на­строе­ний, учи­ты­ва­ют ин­те­ре­сы и осо­бен­но­сти разл. со­ци­аль­ных и проф. групп, пре­дос­тав­ля­ют ин­фор­ма­цию и сис­те­ма­ти­че­ски разъ­яс­ня­ют суть и на­прав­лен­ность дей­ст­вий ор­га­нов вла­сти или об­ществ. ор­га­ни­за­ций. В США дей­ст­ву­ет круп­ней­шее в ми­ре Амер. об-во по свя­зям с об­ще­ст­вен­но­стью (ос­но­ва­но в 1947, бо­лее 21 тыс. чле­нов), из­да­ёт­ся ряд спе­циа­ли­зир. жур­на­лов, в т. ч. «Public Re­lations Review» (с 1975), «Journal of Pub­lic Relations Re­search» (с 1992). В РФ в 1991 об­ра­зо­ва­на Рос. ас­со­циа­ция по свя­зям с об­ще­ст­вен­но­стью.

От тер­ми­на «П. р.», транс­фор­ми­ро­вав­ше­го­ся в тер­мин «пи­ар» [под­час име­ет не­га­тив­ный от­те­нок и по­ни­ма­ет­ся как стрем­ле­ние по­лу­чить из­вест­ность лю­бы­ми сред­ст­ва­ми (са­мо­пи­ар)], про­изош­ли по­ня­тия «пи­ар-тех­но­ло­гии», «пи­ар­щик», «пиа­рить». Для обо­зна­че­ния разл. ви­дов П. р. так­же ис­поль­зу­ют­ся вы­ра­же­ния «чёр­ный пи­ар» (про­ти­во­за­кон­ные или со­мни­тель­ные приё­мы в сфе­ре об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. борь­бы), «ро­зо­вый пи­ар» (ис­кус­ст­вен­ное соз­да­ние ил­лю­зий у по­тре­би­те­лей) и т. п.

Лит.: Cutlip S. M. Public relations history: from the 17th to the 20th century. Hillsdale, 1995; Блэк С. Вве­де­ние в паб­лик ри­лейшнз. Рос­тов н/Д., 1998; Яс­т­ре­бо­ва Е. М. «Паб­лик ри­лейшнз» в Рос­сии: об­ра­зо­ва­ние, карь­е­ра, про­фес­сия // Биб­лио­те­ка. 1999. № 5; Бо­удан Ж.-П. Управ­ле­ние имид­жем ком­па­нии. Паб­лик ри­лейшнз: пред­мет и мас­тер­ст­во. М., 2001; По­чеп­цов Г. Г. Паб­лик ри­лейшнз для про­фес­сио­на­лов. М., 2005; Handbook of public relations. 9th ed. Cape Town, 2010.

Вернуться к началу