Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИРТУА́ЛЬНАЯ КОММУНИКА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 370-371

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Войскунский

ВИРТУА́ЛЬНАЯ КОММУНИКА́ЦИЯ, об­ще­ние с уда­лён­ным парт­нё­ром или груп­пой, опо­сред­ст­во­ван­ное ком­пь­ю­те­ром и сис­те­мой те­ле­ком­му­ни­ка­ций (ком­пь­ю­тер­ной се­тью). Осн. ви­ды письм. В. к.: об­ще­ние в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни (чат); об­ще­ние с пе­ре­ры­ва­ми ме­ж­ду со­об­ще­ния­ми – элек­трон­ная поч­та (англ. e-mail); ньюс­груп­пы (те­ле­кон­фе­рен­ции для мн. уча­ст­ни­ков) и др. На­ря­ду с об­ме­ном письм. со­об­ще­ния­ми В. к. вклю­ча­ет эле­мен­ты муль­ти­ме­диа: пе­ре­сыл­ку ви­зу­аль­ных (фо­то­гра­фия, гра­фи­ка), го­ло­со­вых, ау­дио­ви­зу­аль­ных (фильм, ани­ма­ция) со­об­ще­ний. В. к. час­то раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в се­те­вых иг­рах, во­круг днев­ни­ко­вых за­пи­сей, раз­ме­щён­ных в се­ти (веб­ло­ги, или бло­ги) или в спец. раз­де­ле пер­со­наль­ной или те­ма­тич. элек­трон­ной стра­ни­цы (сай­та) – в гос­те­вой кни­ге, фо­ру­ме (напр., в вир­ту­аль­ных СМИ обыч­но есть воз­мож­ность об­су­ж­дать ту или иную ста­тью); ис­поль­зу­ет­ся при об­уче­нии. Сре­ди груп­по­вых форм В. к. раз­ли­ча­ют мо­де­ри­руе­мую и не­мо­де­ри­руе­мую В. к. (мо­де­ра­тор осу­ще­ст­в­ля­ет се­лек­цию со­об­ще­ний, напр., по кри­те­ри­ям со­дер­жа­тель­но­сти или со­от­вет­ст­вия пра­ви­лам «се­те­во­го эти­ке­та»).

К осн. осо­бен­но­стям В. к. мож­но от­не­сти: ано­ним­ность, от­сут­ст­вие ин­ди­ка­то­ров со­ци­аль­ной по­зи­ции, за­труд­нён­ность пе­ре­да­чи эмо­цио­наль­но­го ком­по­нен­та ком­му­ни­ка­ции. Для пе­ре­да­чи эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний в В. к. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние т. н. эмо­ти­ко­ны – со­став­лен­ные из пунк­туа­ци­он­ных сим­во­лов на кла­виа­ту­ре знач­ки (час­то на­зы­ва­ют­ся смай­ли­ка­ми). Сре­ди дос­то­инств В. к. – бы­ст­ро­та и де­ше­виз­на, дос­туп­ность для ин­ва­ли­дов, жи­те­лей уда­лён­ных рай­онов и раз­ных ча­со­вых поя­сов, де­мо­кра­тич­ность (не иг­ра­ют боль­шой ро­ли ста­тус, ра­са, воз­раст и пол уча­ст­ни­ков), воз­мож­ность уча­стия в об­су­ж­де­ни­ях по ин­те­ре­сам. Не­дос­тат­ки вы­те­ка­ют из от­но­сит. ано­ним­но­сти от­пра­ви­те­лей, по­зво­ляю­щей из­бе­гать от­вет­ст­вен­но­сти за ос­корб­ле­ния в груп­по­вых об­су­ж­де­ни­ях, к ним так­же от­но­сят­ся мас­со­вые рас­сыл­ки рек­лам­ных пи­сем (спам) и ком­пь­ю­тер­ных ви­ру­сов, рас­про­стра­не­ние лож­ной ин­фор­ма­ции, пор­но­гра­фии и т. п. Воз­мож­но раз­ви­тие за­ви­си­мо­сти пси­хо­ло­ги­че­ской от вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции.

Вернуться к началу