АЭРОДИНАМИ́ЧЕСКАЯ ТРУБА́
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЭРОДИНАМИ́ЧЕСКАЯ ТРУБА́, эксперим. установка для исследования явлений и процессов, сопровождающих обтекание тел потоком газа (обычно воздуха). Исследования в А. т. основаны на принципе обратимости движения, согласно которому перемещение тела в неподвижном воздухе может быть заменено движением воздуха относительно неподвижного тела. Эксперименты в А. т. проводят, как правило, на геометрически подобных моделях, реже на самих оригиналах. В А. т. экспериментально определяют действующие на тело аэродинамич. силы и моменты, исследуют распределение давлений и темп-ры по его поверхности, визуализируют процесс обтекания тела потоком, изучают аэроупругость и др.
А. т. содержит рабочую часть – прямоугольную или цилиндрич. камеру, где размещается модель исследуемого объекта, и комплекс устройств, посредством которых в рабочей части создаётся равномерный, однородный поток с заданными скоростью, плотностью и темп-рой газа. По способу образования потока А. т. подразделяют на компрессорные непрерывного действия и баллонные; по компоновке контура (пути движения потока) – на замкнутые и разомкнутые. В компрессорных А. т. поток газа создаётся компрессором; они имеют высокий кпд и удобны в эксплуатации, но для них требуются мощные компрессоры с большим расходом газа. В баллонных А. т. газ под давлением истекает из баллонов; такие А. т. проще компрессорных по конструкции, но менее экономичны из-за потери части энергии потока при его регулировании, кроме того, продолжительность их работы (от десятков секунд до неск. минут) ограничена запасом газa в баллонах. Замкнутые А. т. по сравнению с разомкнутыми имеют более высокий кпд (за счёт использования значит. части кинетич. энергии, оставшейся в газовом потоке после его прохождения через рабочую часть трубы), но и большие размеры.
В зависимости от реализуемого диапазона Маха чисел ($M$) различают А. т. дозвуковые ($M=$ 0,15–0,7), трансзвуковые ($M=$ 0,7–1,3), сверхзвуковые ($M=$ 1,3–5) и гиперзвуковые ($M=$ 5–25).
В дозвуковых А. т. (рис. 1) исследуют аэродинамич. характеристики дозвуковых самолётов, вертолётов, а также характеристики сверхзвуковых самолётов на взлётно-посадочных режимах; с их помощью изучают характер обтекания воздушным потоком автомобилей и др. наземных транспортных средств, зданий, мостов, башен и др. объектов. Рабочая часть таких А. т. обычно имеет вид цилиндра с поперечным сечением в форме круга, прямоугольника или эллипса. Перед рабочей частью находятся форкамера и сопло – конфузор, обеспечивающие высокую равномерность воздушного потока. В начале форкамеры стоит решётка из калиброванных трубок для устранения скосов потока и размельчения крупных вихрей – хонейкомб. За решёткой располагаются сетки, выравнивающие скорости в поперечном сечении потока и уменьшающие турбулентные пульсации. Из рабочей части через диффузор и колена с поворотными лопатками, уменьшающими потери энергии, поток поступает в компрессор. Далее располагаются обратный канал с диффузором, колена поворотных лопаток и воздухоохладитель, поддерживающий постоянную темп-ру газа в рабочей части. Эллиптич. сечение рабочей части крупнейшей в России дозвуковой А. т. имеет размеры 12×24 м2. Мощность компрессоров дозвуковых А. т. – от сотен кВт до неск. десятков МВт.
Трансзвуковая компрессорная А. т. по схеме аналогична дозвуковой. Для реализации непрерывного перехода через скорость звука в ней используется дозвуковое сопло и рабочая часть с щелевыми или перфорированными стенками; подбирая форму и размер перфорации, можно предотвратить отражение от стенок волн сжатия и разрежения, возникающих при обтекании модели. Пром. трансзвуковые А. т. имеют поперечные размеры рабочей части до 3 м, мощность компрессоров достигает 100 МВт и более. В баллонных трансзвуковых А. т. для создания требуемого газового потока применяют эжекторы (рис. 2).
В сверхзвуковых А. т. для получения требуемых скоростей газа используют сверхзвуковое сопло (т. н. сопло Лаваля), состоящее из сужающейся (дозвуковой) и расширяющейся (сверхзвуковой) частей; в минимальном (критическом) сечении сопла скорость газа равна скорости звука. Число $M$, получаемое в рабочей части, определяется отношением площадей сечения рабочей части и критич. сечения сопла. Торможение сверхзвукового потока после рабочей части сопровождается волновыми потерями полного давления, связанными с образованием скачков уплотнения. Мощности компрессоров крупных сверхзвуковых А. т. с характерными размерами поперечного сечения рабочей части 1,5 × 2,5 м2 составляют 50–100 МВт. В незамкнутой прямоточной баллонной сверхзвуковой А. т. (рис. 3) нет обратного канала, заданное давление в форкамере (по мере истечения газа из баллонов) поддерживается с помощью регулирующего дросселя.
Моделирование гиперзвукового полёта требует воспроизведения в А. т. давления торможения до сотен МПа и темп-ры торможения до 104 К. При числе МO 4,5 воздух в А. т. необходимо нагревать для предотвращения его конденсации, отчего существенно изменяются свойства потока, вытекающего из сопла, и он становится практически непригодным для проведения аэродинамич. эксперимента. Обычно исследования гиперзвуковых ЛА проводят на комплексе эксперим. установок, поскольку не существует А. т., которая одна обеспечила бы все необходимые для моделирования такого полёта условия.
Гиперзвуковые баллонные А. т. «классич. типа» подобны сверхзвуковым баллонным А. т. со временем действия порядка десятков секунд. В таких трубах подогрев воздуха осуществляется в омических, электродуговых или кауперных подогревателях. Мощность подогревателей для труб с сечением рабочей части 1 м2 cоставляет более 10 MBт. Макс. давлениe в А. т. с дуговым подогревателем порядка 20 МПа, что позволяет моделировать полёт гиперзвуковых ЛА только на больших высотах. Большой перепад давлений, необходимый для гиперзвуковых А. т., обеспечивается системой эжекторов или вакуумной ёмкостью (рис. 4).
Ряд важнейших особенностей гиперзвукового полёта моделируется в различных спец. газодинамич. установках. Для исследований при больших давлениях торможения и натурных Рейнольдса числах широко применяют ударные и импульсные А. т. со временем действия 0,005–0,1 с. Теплозащитные покрытия исследуют в тепловых А. т. с электродуговыми подогревателями. Полёты на очень больших высотах моделируют в вакуумных А. т., обеспечивающих давление порядка 10–3 Па и длительность эксперимента до 1 часа. Аэроакустич. А. т. предназначены для исследования влияния акустич. полей на прочность конструкции изучаемого объекта, работу приборных отсеков и др. От обычных А. т. они отличаются тем, что их рабочая часть защищена от внешних шумов (работающих силовых установок и вентиляторов А. т.), а её стенки покрыты материалом, поглощающим звуковые волны, возникающие при обтекании модели и работе установленных на ней двигателей.
Управление А. т. и обработка данных, получаемых в ходе экспериментов с натурными объектами или их моделями, осуществляется с помощью ЭВМ.
Появление и развитие А. т. тесно связано с развитием авиации. Первые А. т. построены в 1871 В. А. Пашкевичем в России и Ф. Уэнхемом в Великобритании, несколько позднее К. Э. Циолковским (1897), братьями У. и О. Райт (1901), Н. Е. Жуковским (1902) и др. В 1920–30-х гг. развитие А. т. шло в осн. по пути увеличения их мощности и размеров рабочей части. В 1925 в ЦАГИ введена в действие крупнейшая для того времени А. т. С сер. 1940-х гг. начала быстрыми темпами развиваться реактивная авиация, что обусловило создание крупных трансзвуковых и сверхзвуковых А. т. В 1946 в ЦАГИ создана первая в мире трансзвуковая А. т. с перфорированной рабочей частью, обеспечившая принципиально новые возможности для проведения исследований в области перехода через скорость звука. Развитие гиперзвуковых А. т. и создание спец. гиперзвуковых газодинамич. установок связано с появлением в 1960-х гг. баллистич. ракет и спускаемых космич. аппаратов. С целью увеличения чисел Рейнольдса в А. т. для приближения к натурным значениям в 1980-е гг. была реализована концепция криогенной аэродинамич. трубы.