АВТОМАТИЗИ́РОВАННОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВТОМАТИЗИ́РОВАННОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ, осуществляется аппаратно-программными средствами при непосредственном участии человека. При А. у. организационными и экономич. системами на человека в осн. возлагаются функции принятия решений; при управлении технич. объектами – преим. функции контроля, технич. обслуживания и ремонта технич. средств автоматизации, а также их резервирования при отказах. Для оценки целесообразности и возможности участия человека-оператора в управлении необходимо взвешивать его положит. и отрицат. свойства как звена передачи, хранения и переработки информации. К положит. свойствам человека-оператора относятся его способности: принимать решения на основе косвенных, неформализуемых признаков анализируемых входных событий и аналогий с признаками др. подобных событий; гибко изменять цели управления в зависимости от входной информации; исправлять собств. ошибки и возвращать процесс принятия решения к предшествующим его стадиям (переводить ошибки-отказы в ошибки-сбои). Отрицат. свойства человека-оператора: высокая вероятность ошибочных действий, особенно в напряжённых и стрессовых ситуациях; нестабильное время реакции на поступающую информацию; зависимость работоспособности от времени непрерывной работы, внешней обстановки, взаимоотношений в коллективе; стремление выдвигать и реализовывать собств. цели, не совпадающие с осн. целями системы. Кроме того, деятельность человека-оператора связана с высокими финансовыми затратами на обучение, тренинг, организацию рабочего места и обеспечение жизнедеятельности. Одна из осн. проблем организации А. у. состоит в нахождении способов и средств стимулирования положит. свойств человека-оператора и уменьшения влияния отрицательных.
Историческая справка
Одной из главных функций А. у. является автоматизация производства, которая увеличивает производительность труда, позволяет при сохранении требуемого качества увеличить объёмы производства товарной продукции. Задача оперативного управления технологическими процессами и объектами в реальном времени возникла одновременно с появлением товарного производства. Первоначально эту задачу решал человек, который приблизительно оценивал ход технологического, производственного процесса, при необходимости корректировал параметры, начинал и завершал процесс. При усложнении производства стали использоваться специальные контрольно-измерительные устройства, которые позволили получать достоверные данные и объективно оценивать ход технологического процесса. Во многих отраслях промышленности при увеличении количества и качества выпускаемой продукции повысились специальные требования, связанные с напряжённостью труда и квалификацией работников. Дальнейший рост мощностей и других параметров оборудования привёл к необходимости освободить работника (который стал «слабым звеном» в производственном процессе) от утомительной задачи: находясь вблизи работающих машин и аппаратов, следить за показаниями приборов и вручную выполнять необходимые переключения, подстройки параметров. Важным техническим достижением стало создание измерительных, регулирующих и исполнительных устройств с внешними источниками энергии, механизмов с пневматическими, гидравлическими и электрическими приводами. Это позволило организовать посты дистанционного контроля и простейшие системы регулирования автоматического в технологическом процессе. С появлением контрольно-измерительных и управляющих устройств с унифицированным интерфейсом (стандартизованными входными и выходными сигналами) появилась возможность объединять местные посты в центральные пульты управления. Стали применяться мнемонические схемы, на которых в графические изображения технологических процессов встраивались приборы индикации и сигнализации, что облегчало работу оператора.
Современные тенденции
С появлением унифицированных интерфейсов, передающих и принимающих сигналы на больших расстояниях, измерительных датчиков, регулирующей и управляющей аппаратуры сбор и обработка информации была территориально отделена от процесса управления, выполняемого из центрального пункта с соответствующей аппаратурой (выключателями, ключами, пультами, регистраторами, самописцами и др.). Длительное время этих средств было достаточно для выполнения процедур контроля и управления, т. к. они позволяли автоматизировать получение, сбор и представление информации о параметрах технологических процессов, а также дистанционную передачу управляющих воздействий на исполнительные механизмы. Широкое распространение получили автоматические регуляторы, встроенные в технологический процесс; они освобождали человека-оператора от необходимости оперативно принимать решения по управлению и стабилизации множества параметров технологического процесса. Управление в целом выполнял оператор, который по-прежнему должен был принимать решения для согласованного взаимодействия множества многоуровневых технологических процессов. Для этого оператор, по показаниям измерительных приборов на основе опыта, производил необходимые оценки и вычисления, принимал решения по применению управляющих воздействий на технологический процесс.
По мере усложнения производственных процессов даже квалифицированные операторы не всегда удовлетворительно справлялись со всем комплексом управленческих задач. Возникла задача автоматизации собственно процесса управления или процесса принятия решений, которая потребовала привлечения современных математических методов и новых технических средств (быстрых, надёжных компьютеров, систем связи и коммуникации). В результате появились автоматизированные системы управления (АСУ), т. е. многоуровневые человеко-машинные системы, реализующие автоматизированный процесс сбора, хранения и переработки информации, необходимый для принятия целостных решений по управлению объектом (процессом, производством). АСУ крупных объектов (сложных систем) содержит большое количество подсистем (элементов), имеющих сложную топологию связей, в которых функцию управления осуществляет специальная управляющая подсистема, воздействующая на управляемую подсистему (см. в ст. Управление). Совокупность элементов, участвующих в управлении, называется управляющим комплексом; он состоит из аналого-цифровых датчиков (преобразование температуры, давления и других параметров в цифровой код), поставляющих информацию, средств её передачи, преобразующих и согласовывающих устройств (адаптеров, контроллеров), органов управления и управляющих элементов, в т. ч. автоматических регуляторов, созданных на базе микропроцессоров. Появились АСУ с элементами искусственного интеллекта, содержащие аппаратно-программные средства, включающие базу знаний, блоки обучения (пополнения знаний) выработки и объяснения предлагаемых решений по управлению технологическим процессом. При этом роль оператора по принятию окончательных решений в любой АСУ существенна: ряд ответственных задач в силу их сложности, многогранности, глубины и неизученности не поддаётся формализации и алгоритмизации, их выполнение не может быть полностью автоматизировано, следовательно, функции принятия ответственных решений остаются за человеком.
Управление сложной системой может быть централизованным и децентрализованным. Централизованное управление сложной системой предполагает концентрацию функций управления в одном центре. При децентрализованном управлении функции управления распределены по отдельным подсистемам. Построение системы с такой структурой возможно в случае относительной независимости объектов управления в подсистемах по информационным, материальным, энергетическим ресурсам. Современные АСУ в различных сферах человеческой деятельности, как правило, являются централизованными системами управления. Они содержат многомашинные вычислительные комплексы, встроенные микропроцессорные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, хранение и обработку информации, необходимой для оптимального управления, а также средства передачи управляющих воздействий на исполнительные механизмы (манипуляторы и роботы).