РЕГУЛИ́РОВАНИЕ АВТОМАТИ́ЧЕСКОЕ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕГУЛИ́РОВАНИЕ АВТОМАТИ́ЧЕСКОЕ (от нем. regulieren – регулировать, от лат. regula – норма, правило), автоматич. поддержание постоянства или изменения по заданному закону некоторой физич. величины, характеризующей, как правило, производственный или технологич. процесс; один из видов автоматического управления. Совр. системы Р. а. применяются в производственных, энергетич., транспортных, технологич. и др. процессах, а также в динамич. системах управления не только технич. характера (напр., социальных).
Система Р. а. представляет собой комплекс, состоящий из регулируемого объекта и регулятора (в осн. включает элемент сравнения, измерит. элемент, усилитель, исполнит. элемент и корректирующие устройства). Осн. характеристика Р. а. – наличие в системе обратной связи. По характеру изменения задающего воздействия различают регуляторы автоматич. стабилизации (поддержание значения управляемой величины постоянной, наиболее распространены в пром. автоматике), программного управления (изменение управляемой переменной в соответствии с заранее заданной функцией времени), следящие системы (управляемая величина воспроизводит произвольно изменяющееся задающее воздействие; обычно используются для дистанц. управления перемещением объектов в пространстве, напр. для дистанционных беспилотных ЛА); по алгоритмам функционирования – системы Р. а., действие которых основано на поиске экстремума показателя качества (управление нормальное, если оно обеспечивает удержание показателя качества в точке максимума, напр. настройка приёмной станции на частоту передающей по наибольшей громкости приёма), на принципе оптимального управления (применяется в технич. системах для повышения эффективности производств. и технологич. процессов и др.), на принципе адаптации (под влиянием внешних факторов система претерпевает существенные качественные изменения и необходимо в процессе управления изменять параметры и даже структуру системы).
Первыми пром. регуляторами были автоматич. поплавковый регулятор питания котла паровой машины, построенный в 1765 И. И. Ползуновым, и центробежный регулятор скорости паровой машины Дж. Уатта (1784). Со 2-й пол. 19 в. Р. а. применялось в разл. технич. устройствах – паровых котлах, компрессорных установках, электрич. машинах и др. Коренное изменение в методологию исследования внесли три фундам. теоретич. работы, содержавшие в себе, по существу, изложение основ новой науки: работа Дж. К. Максвелла «О регуляторах» (1868) и работы И. А. Вышнеградского «Об общей теории регуляторов» (1876) и «О регуляторах прямого действия» (1877), которые осуществили системный подход к проблеме, рассмотрев регулятор и машину как единую динамич. систему. Огромный вклад в развитие теории и практики Р. а. вносит Проблем управления институт.