Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВТОМАТИЗИ́РОВАННОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 154

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Б. Г. Волик, Е. В. Юркевич

АВТОМАТИЗИ́РОВАННОЕ УПРАВ­ЛЕ́НИЕ, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ап­па­рат­но-про­грамм­ны­ми сред­ст­ва­ми при не­пос­ред­ст­вен­ном уча­стии че­ло­ве­ка. При А. у. ор­га­ни­за­ци­он­ны­ми и эко­но­мич. си­сте­ма­ми на че­ло­ве­ка в осн. воз­ла­га­ют­ся функ­ции при­ня­тия ре­ше­ний; при уп­рав­ле­нии тех­нич. объ­ек­та­ми – пре­им. функ­ции конт­ро­ля, тех­нич. об­слу­жи­ва­ния и ре­мон­та тех­нич. средств ав­то­ма­ти­за­ции, а так­же их ре­зер­ви­ро­ва­ния при от­ка­зах. Для оцен­ки це­лесо­об­раз­но­сти и воз­мож­но­сти уча­стия че­ло­ве­ка-опе­ра­то­ра в уп­равле­нии не­об­хо­ди­мо взве­ши­вать его по­ло­жит. и от­ри­цат. свой­ст­ва как зве­на пе­ре­да­чи, хра­не­ния и пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. К по­ло­жит. свой­ст­вам че­ло­ве­ка-опе­ра­то­ра от­но­сят­ся его спо­соб­но­сти: при­ни­мать ре­ше­ния на ос­но­ве кос­вен­ных, не­фор­ма­ли­зуе­мых при­зна­ков ана­ли­зи­руе­мых вход­ных со­бы­тий и ана­ло­гий с при­зна­ка­ми др. по­доб­ных со­бы­тий; гиб­ко из­ме­нять це­ли управ­ле­ния в за­ви­си­мо­сти от вход­ной ин­фор­ма­ции; ис­прав­лять собств. ошиб­ки и воз­вра­щать про­цесс при­ня­тия ре­ше­ния к пред­ше­ст­вую­щим его ста­ди­ям (пе­ре­во­дить ошиб­ки-от­ка­зы в ошиб­ки-сбои). От­ри­цат. свой­ст­ва че­ло­ве­ка-опе­ра­то­ра: вы­со­кая ве­ро­ят­ность оши­боч­ных дей­ст­вий, осо­бен­но в на­пря­жён­ных и стрес­со­вых си­туа­ци­ях; не­ста­биль­ное вре­мя ре­ак­ции на по­сту­паю­щую ин­фор­ма­цию; за­ви­симость ра­бо­то­спо­соб­но­сти от вре­ме­ни не­пре­рыв­ной ра­бо­ты, внеш­ней об­ста­нов­ки, взаи­мо­от­но­ше­ний в кол­лек­ти­ве; стрем­ле­ние вы­дви­гать и реа­ли­зо­вы­вать собств. це­ли, не сов­па­даю­щие с осн. целя­ми сис­те­мы. Кро­ме то­го, дея­тель­ность че­ло­ве­ка-опе­ра­то­ра свя­за­на с вы­со­ки­ми фи­нан­со­выми за­тра­та­ми на обу­че­ние, тре­нинг, ор­га­ни­за­цию ра­бо­че­го мес­та и обес­пе­че­ние жиз­не­дея­тель­но­сти. Од­на из осн. про­блем ор­га­ни­за­ции А. у. со­сто­ит в на­хо­ж­де­нии спо­со­бов и средств сти­му­ли­ро­ва­ния по­ло­жит. свойств че­ло­ве­ка-опе­ра­то­ра и умень­ше­ния влия­ния от­ри­ца­тель­ных.

Лит.: Ше­ри­дан Т. Б., Фер­релл У. Р. Си­стемы че­ло­век – ма­ши­на: Мо­де­ли об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, уп­рав­ле­ния и при­ня­тия ре­ше­ний че­ло­ве­ком-опе­ра­то­ром. М., 1980; Гу­бин­ский А. И. На­деж­ность и ка­чест­во функ­цио­ни­ро­ва­ния эр­га­ти­чес­ких си­стем. Л., 1982; Ано­хин А. Н., Ост­рей­ков­ский В. А. Во­про­сы эр­го­но­ми­ки в ядер­ной энер­ге­ти­ке. М., 2001.

Вернуться к началу