ДЕИДЕОЛОГИЗА́ЦИИ КОНЦЕ́ПЦИЯ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕИДЕОЛОГИЗА́ЦИИ КОНЦЕ́ПЦИЯ, утверждает необходимость отказа от главенствующих в мире политич. идеологий ввиду потери ими практич. значимости.
Идеи Д. к. появились в зап. обществоведении после окончания 2-й мировой войны и основывались на иллюзорном предположении о возможности сосуществования двух мировых систем в условиях НТП, снимающего актуальность идейного противоборства. Историч. период 19 – нач. 20 вв. рассматривался в рамках этой концепции как время господства идеологий и их борьбы, а сер. 20 в. объявлялась их «концом». Идеи о конце политич. идеологий высказывались мн. мыслителями 1950-х гг. Среди них, напр.: А. Камю («Ni victims ni bourreaux», 1946), Р. Арон («L’opium pour des intellectuels», 1955), О. Бруннер («Das Zeitalter der Ideologien», 1956), Э. Шилз («The end of ideology», 1955), С. Липсет («Political man», 1959). В качестве цельной концепции они были сформулированы в кн. Д. Белла «Конец идеологии» (1960). «Истощение» гл. «левых» и «правых» идеологий он обосновывал ростом удовлетворения интересов рабочего класса в условиях НТП (см. Государство всеобщего благоденствия), дальнейшей дифференциацией рабочих специальностей. Ослабление роли идеологии в жизни общества аргументировалось не только фактич. базой повышения уровня жизни всех слоёв и устранения основ классового противостояния, но и необходимостью науч. рационализации сферы политики (см., напр., книгу амер. социолога М. Оукшота «Рационализм в политике», 1962). И в этом смысле Д. к. была направлена против идеологич. догматизма, препятствующего рациональному анализу общества и принятию политич. решений на основе конкретных науч. знаний.
Однако сами исторические события 1960-х гг. и широкая дискуссия по вопросам конца идеологии (в которой принимали участие, кроме уже упомянутых учёных, также У. Кристол, Ч. Р. Миллс, Р. Бендикс, Р. Даль, Д. Э. Аптер и мн. др.) привели к отказу (в т. ч. самого Д. Белла) от Д. к. Критиковалась Д. к. и со стороны политиков обоих лагерей. В социалистич. мире она воспринималась вместе с концепцией конвергенции двух систем как новый инструмент борьбы против марксизма, а на Западе – как либерально-консервативная доктрина, мешающая принципиальной оценке политич. событий.
Идеи Д. к. возродились в период перестройки в СССР и последовавшего распада социалистич. системы. Так, Ф. Фукуяма уже в 1989 в ст. «Конец истории» определил, что борьба идеологий стала бессмысленной, поскольку либерализм одержал всемирную победу. Принципы Д. к. воспроизводятся и в моделях информационного общества. В 1990-е гг. в япон. проекте построения «сетевого общества», разработанном К. Кеничи, деидеологизация наряду с глобализацией, индивидуализацией и либерализацией объявлялись гл. ценностями.
Волны деидеологизации чередовались с волнами реидеологизации, с обострением противостояния двух гл. идеологий в период «холодной войны», а в нач. 21 в. с ростом исламского фундаментализма и междунар. терроризма, с процессом глобализации, который радикализирует проблемы политич. борьбы и нац. идентичности.