Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕИДЕОЛОГИЗА́ЦИИ КОНЦЕ́ПЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 428

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Титаренко

ДЕИДЕОЛОГИЗА́ЦИИ КОНЦЕ́ПЦИЯ, ут­вер­жда­ет не­об­хо­ди­мость от­ка­за от гла­вен­ст­вую­щих в ми­ре по­ли­тич. идео­ло­гий вви­ду по­те­ри ими прак­тич. зна­чи­мо­сти.

Идеи Д. к. поя­ви­лись в зап. об­ще­ст­во­ве­де­нии по­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны и ос­но­вы­ва­лись на ил­лю­зор­ном пред­по­ло­же­нии о воз­мож­но­сти со­су­ще­ст­во­ва­ния двух ми­ро­вых сис­тем в ус­ло­ви­ях НТП, сни­маю­ще­го ак­ту­аль­ность идей­но­го про­ти­во­бор­ст­ва. Ис­то­рич. пе­ри­од 19 – нач. 20 вв. рас­смат­ри­вал­ся в рам­ках этой кон­цеп­ции как вре­мя гос­под­ства идео­ло­гий и их борь­бы, а сер. 20 в. объ­яв­ля­лась их «кон­цом». Идеи о кон­це по­ли­тич. идео­ло­гий вы­ска­зы­ва­лись мн. мыс­ли­те­ля­ми 1950-х гг. Сре­ди них, напр.: А. Ка­мю («Ni victims ni bourreaux», 1946), Р. Арон («L’opium pour des intellectuels», 1955), О. Брун­нер («Das Zeitalter der Ideologien», 1956), Э. Шилз («The end of ideology», 1955), С. Лип­сет («Political man», 1959). В ка­че­ст­ве цель­ной кон­цеп­ции они бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны в кн. Д. Бел­ла «Ко­нец идео­ло­гии» (1960). «Ис­то­ще­ние» гл. «ле­вых» и «пра­вых» идео­ло­гий он обос­но­вы­вал рос­том удов­ле­тво­ре­ния ин­те­ре­сов ра­бо­че­го клас­са в ус­ло­ви­ях НТП (см. Го­су­дар­ст­во все­об­ще­го бла­го­ден­ст­вия), даль­ней­шей диф­фе­рен­циа­ци­ей ра­бо­чих спе­ци­аль­но­стей. Ос­лаб­ле­ние ро­ли идео­ло­гии в жиз­ни об­ще­ст­ва ар­гу­мен­ти­ро­ва­лось не толь­ко фак­тич. ба­зой по­вы­ше­ния уров­ня жиз­ни всех сло­ёв и уст­ра­не­ния ос­нов клас­со­во­го про­ти­во­стоя­ния, но и не­об­хо­ди­мо­стью на­уч. ра­цио­на­ли­за­ции сфе­ры по­ли­ти­ки (см., напр., кни­гу амер. со­цио­ло­га М. Оук­шо­та «Ра­цио­на­лизм в по­ли­ти­ке», 1962). И в этом смыс­ле Д. к. бы­ла на­прав­ле­на про­тив идео­ло­гич. дог­ма­тиз­ма, пре­пят­ст­вую­ще­го ра­цио­наль­но­му ана­ли­зу об­ще­ст­ва и при­ня­тию по­ли­тич. ре­ше­ний на ос­но­ве кон­крет­ных на­уч. зна­ний.

Од­на­ко са­ми ис­то­рические со­бы­тия 1960-х гг. и ши­ро­кая дис­кус­сия по во­про­сам кон­ца идео­ло­гии (в ко­то­рой при­ни­ма­ли уча­стие, кро­ме уже упо­мя­ну­тых учё­ных, так­же У. Кри­стол, Ч. Р. Миллс, Р. Бен­дикс, Р. Даль, Д. Э. Ап­тер и мн. др.) при­ве­ли к от­ка­зу (в т. ч. са­мо­го Д. Бел­ла) от Д. к. Кри­ти­ко­ва­лась Д. к. и со сто­ро­ны по­ли­ти­ков обо­их ла­ге­рей. В со­циа­ли­стич. ми­ре она вос­при­ни­ма­лась вме­сте с кон­цеп­ци­ей кон­вер­ген­ции двух сис­тем как но­вый ин­ст­ру­мент борь­бы про­тив мар­ксиз­ма, а на За­па­де – как ли­бе­раль­но-кон­сер­ва­тив­ная док­три­на, ме­шаю­щая прин­ци­пи­аль­ной оцен­ке по­ли­тич. со­бы­тий.

Идеи Д. к. воз­ро­ди­лись в пе­ри­од пе­ре­строй­ки в СССР и по­сле­до­вав­ше­го рас­па­да со­циа­ли­стич. сис­те­мы. Так, Ф. Фу­куя­ма уже в 1989 в ст. «Ко­нец ис­то­рии» оп­ре­де­лил, что борь­ба идео­ло­гий ста­ла бес­смыс­лен­ной, по­сколь­ку ли­бе­ра­лизм одер­жал все­мир­ную по­бе­ду. Прин­ци­пы Д. к. вос­про­из­во­дят­ся и в мо­де­лях ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ст­ва. В 1990-е гг. в япон. про­ек­те по­строе­ния «се­те­во­го об­ще­ст­ва», раз­ра­бо­тан­ном К. Ке­ни­чи, деи­део­ло­ги­за­ция на­ря­ду с гло­ба­ли­за­ци­ей, ин­ди­ви­дуа­ли­за­ци­ей и ли­бе­ра­ли­за­ци­ей объ­яв­ля­лись гл. цен­но­стя­ми.

Вол­ны деи­део­ло­ги­за­ции че­ре­до­ва­лись с вол­на­ми реи­део­ло­ги­за­ции, с обо­ст­ре­ни­ем про­ти­во­стоя­ния двух гл. идео­ло­гий в пе­ри­од «хо­лод­ной вой­ны», а в нач. 21 в. с рос­том ис­лам­ско­го фун­да­мен­та­лиз­ма и ме­ж­ду­нар. тер­ро­риз­ма, с про­цес­сом гло­ба­ли­за­ции, ко­то­рый ра­ди­ка­ли­зи­ру­ет про­бле­мы по­ли­тич. борь­бы и нац. иден­тич­но­сти.

Лит.: The end of ideology debate / Ed. by Ch. I. Waxman. N. Y., 1968; Rothbard M. The new end of ideology? // Libertarian Forum. 1977. Vol. 10. № 3; Barker R. Political ideas in modern Britain. L., 1978; Bell D. The end of ideology: on the exhaustion of political ideas in the fifties. Camb. (Mass.); L., 1988; Ingle­hart R., Welzel Ch. Modernization, cultural chan­ge, and democracy: the human deve­lop­ment se­quence. Camb., 2005.

Вернуться к началу