АНТО́НИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТО́НИЙ (Вадковский Александр Васильевич) [3(15).8.1846, с. Царёвка (Гремячка) Тамбовской губ. – 2(15).11.1912., С.-Петербург], митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Родился в семье протоиерея. Окончил Казанскую духовную академию (1870). Магистр богословия (1871). В звании доцента преподавал в академии гомилетику и пастырское богословие, редактировал (с 1874) академич. ж. «Православный собеседник». Работал в комиссии, возглавляемой П. В. Знаменским, по описанию рукописных и старопечатных книг б-ки Соловецкого монастыря (ныне находящейся в РНБ).
Тяжело переживая смерть супруги (1879) и детей (1882), принял монашеский постриг (1883). Возведён в сан иеромонаха, затем архимандрита (1883). С 1887 ректор С.-Петерб. духовной академии. Пользовался благоволением царской семьи. Рукоположен во еп. Выборгского, викария С.-Петерб. епархии (1887). Архиеп. Финляндский и Выборгский (1892), чл. Святейшего Синода. Активно поддерживал миссионерскую деятельность среди фин. населения. Д-р церковной истории (1895), поч. чл. Моск., С.-Петерб., Казанской и Киевской духовных академий. Идеолог возрождения учёного монашества.
С 1898 митр. С.-Петербургский и Ладожский, с 1900 первенствующий чл. Святейшего Синода. Осуществлял просветительскую и благотворит. деятельность, основал Александро-Невское об-во трезвости, впервые в России ввёл электрич. освещение в храмах.
Подписав синодальное определение от 20–23.2.1901 «О графе Льве Толстом», А. продолжал надеяться на покаяние рус. писателя. В ответ на обвинения графини С. А. Толстой в адрес «карающих и отлучающих» церковных пастырей написал 2 письма (16.3.1901 и 11.2.1902), где разъяснил церковную позицию.
В 1905 поддержал предложенный С. Ю. Витте закон о веротерпимости, но высказался за ослабление контроля светской власти за церковной жизнью. Возглавил церковное движение, направленное на возрождение соборности в РПЦ и восстановление патриаршества. В 1906 пред. Предсоборного Присутствия, учреждённого по указу имп. Николая II для разработки церковных реформ и подготовки Всерос. Поместного собора.
Автор трудов по церковной истории, патрологии и гомилетике. Похоронен в Александро-Невской лавре.