Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРОТЕРПИ́МОСТЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 173

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВЕРОТЕРПИ́МОСТЬ (ре­ли­ги­оз­ная тер­пи­мость, ре­ли­ги­оз­ная то­ле­рант­ность), при­зна­ние го­су­дар­ст­вом, ре­лиг. об­щи­ной или от­дель­ной лич­но­стью пра­ва на су­ще­ст­во­ва­ние др. ве­ро­ис­по­ве­да­ния, тер­пи­мое от­но­ше­ние к лю­бой ре­ли­гии, к об­щи­нам ре­лиг. мень­шинств.

В Рос­сии пред­по­сыл­ки для ук­реп­ле­ния ос­нов В. сло­жи­лись пре­иму­ще­ст­вен­но в си­но­даль­ную эпо­ху (18–19 вв.), что во мно­гом бы­ло об­ус­лов­ле­но об­ще­ис­то­рич. при­чи­на­ми: фор­ми­ро­ва­ни­ем тер­ри­то­ри­аль­но­го про­ст­ран­ст­ва Рос. им­пе­рии, по­ли­эт­ни­ч­но­стью её на­се­ле­ния. Так, в 1762 и 1769 бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны ука­зы, ка­саю­щие­ся со­от­вет­ст­вен­но ук­реп­ле­ния пра­во­во­го ста­ту­са ре­лиг. мень­шинств, в ча­ст­нос­ти в Си­би­ри, а так­же пре­до­став­ляв­шие по­слаб­ле­ния в рас­се­ле­нии «рас­коль­ни­кам». В 1773 был опуб­ли­ко­ван указ Свя­тей­ше­го Си­но­да «О тер­пи­мос­ти всех ве­ро­ис­по­ве­да­ний...», про­воз­гла­сив­ший прин­ци­пы ши­ро­кой В. Ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью по­ло­же­ния дел в об­ла­сти В. в си­но­даль­ную эпо­ху бы­ло, с др. сто­ро­ны, вы­ст­раи­ва­ние осо­бой иерар­хии кон­фес­сий, ос­но­ван­ной на кри­те­рии рас­хож­де­ния их ве­ро­уче­ний с дог­ма­та­ми пра­во­сла­вия и под­ра­зу­ме­ваю­щей для каж­дой кон­фес­сии осо­бое со­от­но­ше­ние прав и при­ви­ле­гий с ог­ра­ни­че­ния­ми и по­ра­же­ния­ми в пра­вах для ве­рую­щих.

По­ло­же­ние из­ме­ни­лось в нач. 20 в. с из­да­ни­ем в 1905 ука­за «Об ук­реп­ле­нии на­ча­ла ве­ро­тер­пи­мос­ти», ко­то­рый су­ще­ст­вен­но из­ме­нил пра­во­вой ста­тус ино­слав­ных и ино­вер­ных ис­по­ве­да­ний. Этим ука­зом бы­ли зна­чи­тель­но рас­ши­ре­ны пра­ва ста­ро­об­ряд­чес­ких и сек­тан­т­ских об­щин и де­но­ми­на­ций, не но­сив­ших «из­увер­ско­го» ха­рак­те­ра. Во вла­де­нии иму­ще­ст­вом, в пра­ве на со­ору­же­ние мо­лит­вен­ных до­мов, пуб­ли­ка­цию ве­ро­учи­тель­ной и дог­ма­тич. лит-ры, пре­по­да­ва­ние дог­ма­тич. ос­нов сво­им де­тям пред­ста­ви­те­ли вы­ше­ука­зан­ных кон­фес­сий и де­но­ми­на­ций бы­ли урав­не­ны с хри­сти­ана­ми.

Ра­ди­каль­ные пе­ре­ме­ны в цер­ков­но-гос. от­но­ше­ни­ях про­изо­шли пос­ле февр. 1917. Врем. пра­ви­тель­ст­вом впер­вые в ис­то­рии Рос­сии бы­ли пред­при­ня­ты ша­ги по со­зда­нию вне­кон­фес­сио­наль­но­го го­су­дар­ст­ва. При­ня­тый За­кон о сво­бо­де со­вес­ти про­воз­гла­шал сво­бо­ду ре­лиг. са­мо­оп­ре­де­ле­ния для каж­до­го граж­да­ни­на по до­сти­же­нии 14-лет­не­го воз­рас­та, что вы­зва­ло про­тес­ты со сто­ро­ны Си­но­да. Даль­ней­шие ша­ги боль­ше­ви­ст­ско­го пра­ви­тель­ст­ва, пред­при­ня­тые по­сле окт. 1917, уси­ли­ли вне­кон­фес­сио­наль­ный, се­ку­ля­ри­зи­ро­ван­ный ха­рак­тер гос. дея­тель­но­сти и ут­вер­ди­ли по­ня­тие сво­бо­ды со­вес­ти.

Вернуться к началу