ЗНА́МЕНСКИЙ ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗНА́МЕНСКИЙ Пётр Васильевич [27.3 (8.4).1836, Нижний Новгород – 2(15).5.1917, Казань], историк рус. Церкви, чл.-корр. Петерб. АН (1892).
Из семьи священнослужителя. Окончил Нижегородскую духовную семинарию (1856), Казанскую духовную академию (1860). Преподавал в Самарской семинарии (1860–61), Казанской духовной академии (1861–97); ординарный проф. кафедры церковной истории (с 1868). Магистр богословия (1860), д-р церковной истории (1873), д-р истории honoris causa Моск. ун-та (1892). Председатель комиссии по составлению «Описания рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии». Редактор ж. «Православный собеседник». Поч. чл. С.-Петербургской, Московской, Киевской духовных академий, д. чл. Об-ва истории и древностей российских, Историч. об-ва Нестора-летописца.
Почти все исследования З. посвящены синодальному периоду в истории рус. Церкви. В «Руководстве к русской церковной истории» (1870, переизд. – 2005) он обращается к изучению религиозной жизни всего общества, исследуя ход христианского просвещения крестьянства и приходскую жизнь. Проблематике приходского духовенства посвящены работа «Приходское духовенство на Руси XVI и XVII вв.» (1865) и докторская дис. З. «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (1873, переизд. – 2003). Исследование было одобрено митр. Московским Макарием (Булгаковым). В исследовании «Духовные школы в России до реформы 1808 г.» (1881, переизд. – 2001) З. впервые осветил историю рус. духовной школы в 18 в. Соч. «История Казанской духовной академии за первый период её существования (1842–1870 гг.)» (вып. 1–3, 1891–92) основано как на архивных данных, так и на личных воспоминаниях автора и устных рассказах преподавателей и студентов академии, среди которых выделяются сообщения Н. И. Ильминского. В своих церковно-публицистических работах, а также будучи редактором «Православного собеседника», З. выступал в поддержку диалога Церкви с современным ему секуляризирующимся обществом и против крайнего консерватизма, защищал идеи архим. Феодора (А. М. Бухарева) о воцерковлении жизни от несправедливой критики В. И. Аскоченского. В конце жизни З. передал своё имущество Казанской духовной академии (прежде всего на стипендии студентам); оказывал поддержку миссионерскому движению среди инославных коренных народов.