БУ́ХАРЕВ АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУ́ХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве Феодор) [22.7(3.8).1822, с. Фёдоровское Корчевского у. Тверской губ. – 2(14).4.1871, Переславль-Залесский Владимирской губ.], рус. богослов, педагог, религ. философ, лит. критик. Родился в семье дьякона. Учился в Тверской духовной семинарии (1837–42), Моск. духовной академии (1842–46), преподавал библейскую историю и греч. яз. (с 1854 проф.). Особое влияние на Б. оказали митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) (долгое время являлся покровителем Б.), профессора академии протоиереи Ф. А. Голубинский и А. В. Горский. В июне 1846 Б. принял монашество. С 1848 стал развивать одну из главных своих идей соединения мирского с духовным, внесения православных начал в жизнь. Изучал религ. взгляды Н. В. Гоголя, свои размышления изложил в «Трёх письмах». Под влиянием юродивого П. А. Томаницкого сформировалась мистико-пророческая направленность творчества Б. С 1850 соборный иеромонах Донского мон. в Москве. В 1853 возведён в сан архимандрита.
В 1854 Б. определён в Казанскую духовную академию, преподавал догматич. и нравств. богословие. В 1858 переведён в С.-Петербург в качестве члена К-та цензуры духовных книг (проявил большую терпимость к «опасной» публицистике в ж. «Современник»); одновременно публиковал свои статьи в духовной периодике. Особый интерес представляют его публикации о творчестве В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, Н. Г. Чернышевского. В 1861 уволен с должности цензора и отправлен в Никитский монастырь (г. Переславль-Залесский). В 1862 из-за статей лит. критика В. И. Аскоченского (литератор и обществ. деятель 1860–70-х гг., издатель популярного еженедельника «Домашняя беседа для народного чтения»), обвинявшего Б. в «еретичестве», Синод запретил издавать одно из осн. сочинений Б. «Исследования Апокалипсиса» (опубл. в 1916), после чего Б. подал прошение о снятии духовного и монашеского сана. Такое решение было связано с тем, что он не мог нарушить данный перед Господом обет безусловного послушания, требуемый монашеством, но и «идти на покой нравственного усыпления» он тоже не желал. В июне 1863 он был расстрижен, лишён звания магистра, права проживания в тех епархиях, где пребывал монахом; ему запрещено было занимать гос. должности и публиковаться в церковных изданиях. Не имея возможности зарабатывать, последние годы жизни провёл в крайней нужде. Его надежда получить бо́льшую свободу творчества после сложения сана и отречения от всех званий не оправдалась. Рассматривал проблемы соотношения богословского и философского опытов, считая, что опыт новейшей рационалистич. философии не чужд христианству. По существу, ставил задачу возрождения и развития традиции религ. метафизики. Этим в первую очередь объясняется интерес к его творчеству П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и др.