ЦВИНГЛИА́НСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦВИНГЛИА́НСТВО, одно из течений Реформации, названное по имени его основателя У. Цвингли; получило распространение в Швейцарии и Юж. Германии; во 2-й пол. 16 в. объединилось с кальвинизмом.
Начало оформления Ц. относится к 1520-м гг., когда У. Цвингли обнародовал «67 тезисов» (1523), содержащих краткую программу реформац. преобразований Церкви, впоследствии расширенную и дополненную в его же трудах: «Комментарии к 67 тезисам» (нем. «Auslegen und Gründe der Schlussreden», 1523); «О Божественной и человеческой справедливости» («Von Göttlicher und menschlicher Gerechtigkeit», 1523); «Об истинной и ложной религии» («De vera et falsa religione», 1525); «Отчёт о вере» («Fidei Ratio», 1530); «Изложение христианской веры» («Christianae fidei exposito», 1531), а также в «Гельветическом исповедании» (1536) Г. Буллингера (1504–75).
Ц., как и др. реформац. направления – лютеранство, англиканство, кальвинизм, признавало исключит. авторитет Священного Писания, спасение личной верой, священство всех верующих, но, декларируя точное следование предписаниям Библии, гораздо более решительно порывало с обрядовой стороной богослужения, отвергая не только целибат, монашество, почитание икон, мощей, индульгенции, но и органную музыку, колокола, торжеств. шествия. Оставив два таинства из семи – крещение и Евхаристию (под двумя видами), Ц. истолковывало их только как символич. обряды, лишённые «сверхъестественного» значения (в отличие от толкования М. Лютера, который настаивал на благодатном присутствии в хлебе и вине Тела и Крови Христа). Богослужение (на нем. яз.) сводилось к проповеди, молитве, чтению псалмов.
В организации Церкви последователи Ц. руководствовались республиканскими принципами, однако реформирование проводилось «сверху», по инициативе и силами Гор. совета, часто – с применением насильств. мер. Права, принадлежащие в католицизме папе Римскому и иерархии, переносились в Ц. не на отд. светских властителей (князей в лютеранстве и монарха в англиканстве), а на всю общину, наделённую правом смещения существующей власти, если эта власть нарушает заветы Бога. Светская власть, в лице гор. советов, получала широкие права в религ. делах; религ. свобода признавалась не за отд. лицом, а за общиной в целом. Тем не менее Ц. в большей степени, чем др. реформац. течения, испытало влияние гуманизма: допускало внесение элементов рационализма в трактовку вероучения; критич. отношение к Священному Писанию; необходимость нравств. самосовершенствования как условие спасения; принцип религ. индивидуализма, личной свободы в делах веры; наука считалась своего рода духовной практикой: верующий человек должен искать причинно-следств. связи в своём поведении так же, как он это делает, исследуя внешний мир.
После смерти своего основателя в 1531 недолгое время поддерживалось последователями и сподвижниками У. Цвингли, прежде всего его преемником в цюрихской Церкви Г. Буллингером (1504–1575), однако после заключения Цюрихского соглашения (Consensus Tigurinus, 1549) с Женевой начался процесс слияния Ц. с кальвинизмом и последующего растворения в нём.