Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦВИНГЛИА́НСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 265

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Смирнова

ЦВИНГЛИА́НСТВО, од­но из те­че­ний Ре­фор­ма­ции, на­зван­ное по име­ни его ос­нова­те­ля У. Цвинг­ли; по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние в Швей­ца­рии и Юж. Гер­ма­нии; во 2-й пол. 16 в. объ­е­ди­ни­лось с каль­ви­низ­мом.

На­ча­ло оформ­ле­ния Ц. от­но­сит­ся к 1520-м гг., ко­гда У. Цвинг­ли об­на­ро­довал «67 те­зи­сов» (1523), со­дер­жа­щих крат­кую про­грам­му ре­фор­мац. пре­об­ра­зо­ва­ний Церк­ви, впо­след­ст­вии рас­ши­рен­ную и до­пол­нен­ную в его же тру­дах: «Ком­мен­та­рии к 67 те­зи­сам» (нем. «Aus­legen und Gründe der Schlussre­den», 1523); «О Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской спра­вед­ли­во­сти» («Von Göt­t­licher und menschlicher Gerechti­gkeit», 1523); «Об ис­тин­ной и лож­ной ре­ли­гии» («De vera et falsa religione», 1525); «От­чёт о ве­ре» («Fidei Ratio», 1530); «Из­ло­же­ние хри­сти­ан­ской ве­ры» («Chri­stianae fidei exposito», 1531), а так­же в «Гель­ве­ти­че­ском ис­по­ве­да­нии» (1536) Г. Бул­лин­ге­ра (1504–75).

Ц., как и др. ре­фор­мац. на­прав­ле­ния – лю­те­ран­ст­во, анг­ли­кан­ст­во, каль­ви­низм, при­зна­ва­ло ис­клю­чит. ав­то­ри­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния, спа­се­ние лич­ной ве­рой, свя­щен­ст­во всех ве­рую­щих, но, дек­ла­ри­руя точ­ное сле­до­ва­ние пред­пи­са­ни­ям Биб­лии, го­раз­до бо­лее ре­ши­тель­но по­ры­ва­ло с об­ря­до­вой сто­ро­ной бо­го­слу­же­ния, от­вер­гая не толь­ко це­либат, мо­на­ше­ст­во, по­чи­та­ние икон, мо­щей, ин­дуль­ген­ции, но и ор­ган­ную му­зы­ку, ко­ло­ко­ла, тор­жеств. ше­ст­вия. Ос­та­вив два та­ин­ст­ва из се­ми – кре­ще­ние и Ев­ха­ри­стию (под дву­мя ви­да­ми), Ц. ис­тол­ко­вы­ва­ло их толь­ко как сим­во­лич. об­ря­ды, ли­шён­ные «сверхъ­ес­те­ст­вен­но­го» зна­че­ния (в от­ли­чие от тол­ко­ва­ния М. Лю­те­ра, ко­то­рый на­стаи­вал на бла­го­дат­ном при­сут­ст­вии в хле­бе и ви­не Те­ла и Кро­ви Хри­ста). Бо­го­слу­же­ние (на нем. яз.) сво­ди­лось к про­по­ве­ди, мо­лит­ве, чте­нию псал­мов.

В ор­га­ни­за­ции Церк­ви по­сле­до­ва­те­ли Ц. ру­ко­во­дство­ва­лись рес­пуб­ли­кан­ски­ми прин­ци­па­ми, од­на­ко ре­фор­ми­ро­ва­ние про­во­ди­лось «свер­ху», по ини­циа­ти­ве и си­ла­ми Гор. со­ве­та, час­то – с при­ме­не­ни­ем на­сильств. мер. Пра­ва, при­над­ле­жа­щие в ка­то­ли­циз­ме па­пе Рим­ско­му и ие­рар­хии, пе­ре­но­си­лись в Ц. не на отд. свет­ских вла­сти­те­лей (кня­зей в лю­те­ран­ст­ве и мо­нар­ха в анг­ли­кан­ст­ве), а на всю об­щи­ну, на­де­лён­ную пра­вом сме­ще­ния су­щест­вую­щей вла­сти, ес­ли эта власть на­ру­ша­ет за­ве­ты Бо­га. Свет­ская власть, в ли­це гор. со­ве­тов, по­лу­ча­ла ши­ро­кие пра­ва в ре­лиг. де­лах; ре­лиг. сво­бо­да при­зна­ва­лась не за отд. ли­цом, а за об­щи­ной в це­лом. Тем не ме­нее Ц. в боль­шей сте­пе­ни, чем др. ре­фор­мац. те­че­ния, ис­пы­та­ло влия­ние гу­ма­низ­ма: до­пус­ка­ло вне­се­ние эле­мен­тов ра­цио­на­лиз­ма в трак­тов­ку ве­ро­уче­ния; кри­тич. от­но­ше­ние к Свя­щен­но­му Пи­са­нию; не­об­хо­ди­мость нравств. са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния как ус­ло­вие спа­се­ния; прин­цип ре­лиг. ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, лич­ной сво­бо­ды в де­лах ве­ры; нау­ка счи­та­лась сво­его ро­да ду­хов­ной прак­ти­кой: ве­рую­щий че­ло­век дол­жен ис­кать при­чин­но-следств. свя­зи в сво­ём по­ве­де­нии так же, как он это де­ла­ет, ис­сле­дуя внеш­ний мир.

По­сле смер­ти сво­его ос­но­ва­те­ля в 1531 не­дол­гое вре­мя под­дер­жи­ва­лось по­сле­до­ва­те­ля­ми и спод­виж­ни­ка­ми У. Цвинг­ли, пре­ж­де все­го его пре­ем­ни­ком в цю­рих­ской Церк­ви Г. Бул­лин­ге­ром (1504–1575), од­на­ко по­сле за­клю­че­ния Цю­рих­ско­го со­гла­ше­ния (Consensus Tigurinus, 1549) с Же­не­вой на­чал­ся про­цесс слия­ния Ц. с каль­ви­низ­мом и по­сле­дую­ще­го рас­тво­ре­ния в нём.

Вернуться к началу