СОФИ́Я ПРЕМУ́ДРОСТЬ БО́ЖИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОФИ́Я ПРЕМУ́ДРОСТЬ БО́ЖИЯ, в христианстве олицетворённый атрибут Бога. Греч. слово «софия» (σοφία – мудрость, знание, умение, мастерство) встречается у Гомера в сочетании с именем богини мудрости Афины, входит в состав слова «философия» (букв. – любомудрие, любовь к мудрости). У Аристотеля мудрость-софия является одной из четырёх гл. дианоэтических добродетелей.
В Ветхом Завете речь идёт как о Премудрости (евр. – хокма) в значении обычной человеческой мудрости (ср. заглавия позднебиблейских дидактич. книг «Премудрость Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова»), так и о Премудрости Божией, описываемой как личное существо: «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. 7:25), вышедшее «из уст Всевышнего» (Сир. 24:3). В своём отношении к Богу Премудрость есть Его мироустрояющая воля, выступающая как исполненная «веселия» космогонич. «художница», предвечно исходящая из Божества: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч. 8, 22).
В раннем христианстве Премудрость-София соотносится с ликом Христа-Логоса в качестве «Божией силы и Божией Премудрости» (1 Кор. 1:24), а затем и с третьим Лицом Троицы – Святым Духом. В гностицизме София предстаёт посредницей между Богом и тварным миром, среди последователей гностика Валентина возникло представление о «падшей» Софии, устремившейся в страстном порыве к недостижимому безначальному «отцу эонов» и тем нарушившей иерархич. порядок Плеромы. В каббале Мудрость – одна из 10 сефирот-самоопределений абсолютного и неизреченного Божества (Эн-Софа).
Учение о Софии Премудрости Божией получило особое распространение в Византии и на Руси (митр. Иларион описывает Крещение Руси как приход «Премудрости Божией»). Софии были посвящены соборы в Константинополе, Киеве, Новгороде, Полоцке, Вологде, Тобольске, Архангельске. Существует неск. иконографич. типов Софии, наиболее известны из них Новгородская, Киевская, Ярославская иконы. В 17 в. С. И. Шаховским была составлена «Служба Софии Премудрости Божией», исправленная в 18 в. братьями Лихудами.
На Западе к символу Софии обращается нем. мистика в лице Г. Сузо, основавшего «братство Премудрости», и затем Я. Бёме, в учении которого София выступает в качестве вечной нетварной небесной Девы (его последователями были Дж. Пордедж, Ф. К. фон Баадер, И. Г. Гихтель, Г. Арнольд и др.).
Филос.-богословская проблема Софии – одна из центр. тем в рус. религ. мысли кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. См. Софиология и лит. при этой статье.