Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОФИ́Я ПРЕМУ́ДРОСТЬ БО́ЖИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 736

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СОФИ́Я ПРЕМУ́ДРОСТЬ БО́ЖИЯ, в хри­сти­ан­ст­ве оли­це­тво­рён­ный ат­ри­бут Бо­га. Греч. сло­во «со­фия» (σοφία – муд­рость, зна­ние, уме­ние, мас­тер­ст­во) встре­ча­ет­ся у Го­ме­ра в со­че­та­нии с име­нем бо­ги­ни муд­ро­сти Афи­ны, вхо­дит в со­став сло­ва «фи­ло­со­фия» (букв. – лю­бо­муд­рие, лю­бовь к муд­ро­сти). У Ари­сто­те­ля муд­рость-со­фия яв­ля­ет­ся од­ной из че­ты­рёх гл. диа­но­эти­че­ских доб­ро­де­те­лей.

В Вет­хом За­ве­те речь идёт как о Пре­муд­ро­сти (евр. – хок­ма) в зна­че­нии обыч­ной че­ло­ве­че­ской муд­ро­сти (ср. за­гла­вия позд­не­биб­лей­ских ди­дак­тич. книг «Пре­муд­рость Со­ло­мо­на», «Пре­муд­рость Ии­су­са, сы­на Си­ра­хо­ва»), так и о Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, опи­сы­вае­мой как лич­ное су­ще­ст­во: «Она есть ды­ха­ние си­лы Бо­жи­ей и чис­тое из­лия­ние сла­вы Все­дер­жи­те­ля» (Прем. 7:25), вы­шед­шее «из уст Все­выш­не­го» (Сир. 24:3). В сво­ём от­но­ше­нии к Бо­гу Пре­муд­рость есть Его ми­ро­уст­рояю­щая во­ля, вы­сту­паю­щая как ис­пол­нен­ная «ве­се­лия» кос­мо­го­нич. «ху­дож­ни­ца», пред­веч­но ис­хо­дя­щая из Бо­же­ст­ва: «Гос­подь имел ме­ня на­ча­лом пу­ти Сво­его, пре­ж­де соз­да­ний Сво­их, ис­ко­ни» (Притч. 8, 22).

В ран­нем хри­сти­ан­ст­ве Пре­муд­рость-Со­фия соотносит­ся с ли­ком Хри­ста-Ло­го­са в ка­че­ст­ве «Бо­жи­ей си­лы и Бо­жи­ей Пре­муд­ро­сти» (1 Кор. 1:24), а за­тем и с третьим Ли­цом Трои­цы – Свя­ты­м Духом. В гно­сти­циз­ме Со­фия пред­ста­ёт по­сред­ни­цей ме­ж­ду Бо­гом и твар­ным ми­ром, сре­ди по­сле­до­ва­те­лей гно­сти­ка Ва­лен­ти­на воз­ник­ло пред­став­ле­ние о «пад­шей» Со­фии, уст­ре­мив­шей­ся в стра­ст­ном по­ры­ве к не­дос­ти­жи­мо­му без­на­чаль­но­му «от­цу эо­нов» и тем на­ру­шив­шей иерар­хич. по­ря­док Пле­ро­мы. В каб­ба­ле Муд­рость – од­на из 10 се­фи­рот-са­мо­оп­ре­де­ле­ний аб­со­лют­но­го и не­из­ре­чен­но­го Бо­же­ст­ва (Эн-Со­фа).

Уче­ние о Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей по­лу­чи­ло осо­бое рас­про­стра­не­ние в Ви­зан­тии и на Ру­си (митр. Ила­ри­он опи­сы­ва­ет Кре­ще­ние Ру­си как при­ход «Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей»). Со­фии бы­ли по­свя­ще­ны со­бо­ры в Кон­стан­ти­но­по­ле, Кие­ве, Нов­го­ро­де, По­лоц­ке, Во­ло­где, То­боль­ске, Ар­хан­гель­ске. Су­ще­ст­ву­ет неск. ико­но­гра­фич. ти­пов Со­фии, наи­бо­лее из­вест­ны из них Нов­го­род­ская, Ки­ев­ская, Яро­слав­ская ико­ны. В 17 в. С. И. Ша­хов­ским бы­ла со­став­ле­на «Служ­ба Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей», ис­прав­лен­ная в 18 в. брать­я­ми Ли­ху­да­ми.

На За­па­де к сим­во­лу Со­фии об­ра­ща­ет­ся нем. мис­ти­ка в ли­це Г. Су­зо, ос­но­вав­ше­го «брат­ст­во Пре­муд­ро­сти», и за­тем Я. Бё­ме, в уче­нии ко­то­ро­го Со­фия вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве веч­ной не­твар­ной не­бес­ной Де­вы (его по­сле­до­ва­те­ля­ми бы­ли Дж. Пор­дедж, Ф. К. фон Баа­дер, И. Г. Гих­тель, Г. Ар­нольд и др.).

Фи­лос.-бо­го­слов­ская про­бле­ма Со­фии – од­на из центр. тем в рус. ре­лиг. мыс­ли кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. См. Со­фио­ло­гия и лит. при этой ста­тье.

Вернуться к началу