ПАШКО́ВЦЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАШКО́ВЦЫ, одна из первых общин евангельских христиан в России. Движение евангельских христиан (см. в ст. Баптизм) в России возникло под влиянием проповеди лорда Г. В. Редстока, который в 1874 по приглашению рус. аристократии прибыл в С.-Петербург. Вскоре с появлением среди последователей Редстока В. А. Пашкова проповеди стали читаться на рус. яз., что привело к значит. расширению круга слушателей. От фамилии Пашкова община получила назв. «П.», наряду с менее распространённым – «редстокисты».
Основой вероучения П. (как и др. евангельских христиан) являлось общепротестантское положение об оправдании только верой. Каждый уверовавший в Иисуса Христа (т. е. переживший духовное обращение, посвятивший себя Христу) тотчас получает отпущение грехов и избавляется от вечной гибели. Несмотря на то, что верующему следует творить добрые дела («плоды веры»), мнение, что они нужны для спасения, умаляет заслугу Христа. Каждый верующий, согласно учению П., может понимать всё Священное Писание и толковать его другим. П. отвергали необходимость церковных таинств, почитания икон и святых, иерархию, однако в целом для них не была характерна жёсткая критика православной Церкви. Богослужение сводилось к молитве, проповеди и пению стихов, собранных в брошюре «Любимые стихи».
Среди П. были представители знатнейших фамилий: церемониймейстер имп. двора гр. М. М. Корф (1842–1933), гр. А. П. Бобринский, кн. В. Ф. Гагарина (1836–1923) и её сестра – светлейшая кн. Н. Ф. Ливен (1842–1920), Е. И. Черткова (ок. 1834 – ок. 1923) и др. Вместе с тем собрания в петерб. особняке В. А. Пашкова могли посещать все желающие. В С.-Петербурге П. организовали швейные мастерские, в которых молодые девушки обучались швейному ремеслу и слушали проповеди. В нояб. 1876 П. учредили Об-во поощрения духовно-нравств. чтения, которое стало распространять среди простого народа за небольшую плату Священное Писание и сочинения духовно-нравств. содержания. Значит. вклад в распространение учения П. внёс созданный ими ж. «Русский рабочий» (1875–86). Деятельность П. привлекала внимание Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого. Пашков и Корф вели переписку с баптистами на Кавказе (в частности, с В. Г. Павловым), на Юге России, посылали им материальную помощь, книги.
После запрета проповедей П. в С.-Петербурге (1877) они стали активно проповедовать в провинции. Несмотря на закрытие правительством конференции штундистов, баптистов, П. и молокан в С.-Петербурге и Об-ва поощрения духовно-нравств. чтения (апрель – май 1884), объявление деятельности П. вне закона и высылку Пашкова и Корфа из России, собрания П. не прекратились, а были перенесены в дом светлейшей кн. Н. Ф. Ливен. О продолжении деятельности П. свидетельствуют судебные процессы по поводу пропаганды их учения в кон. 1880-х – 1-й пол. 1890-х гг. в Тверской, Новгородской, Ярославской, Московской, Орловской губерниях.
После издания 17(30).4.1905 указа имп. Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», разрешавшего выход из православия и определявшего права рус. протестантов, П. и др. евангельские христиане вновь начали открытую миссионерскую и учебно-просветительскую деятельность. Дальнейшая история евангельских христиан России (к нач. 1914 – св. 3000 чел.) тесно связана с именем И. С. Проханова, выработавшего единый устав, в котором излагалась сущность евангельского вероисповедания, и сумевшего объединить общины в Союз евангельских христиан (1909).