ПА́РВАТИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́РВАТИ (санскр. pārvatī – горная), также Ума (санскр. Umā – свет, величие), в индуизме супруга Шивы, одна из трёх дочерей царя гор Химавата (Гималаи) и полубогини Мены.
П. стала реинкарнацией прежней жены Шивы – богини Сати, которая не смогла вынести оскорбления, нанесённого Шиве её отцом Дакшей, и совершила самосожжение. В то время как Шива от горя погрузился в глубокую медитацию, демон Тарака обрёл власть над миром и богами. Победить демона мог только ребёнок Шивы, и боги упросили богиню вновь родиться и выйти замуж за Шиву. Чтобы завоевать любовь Шивы, П. поселилась подле него на горе Кайлас, но тот, погружённый в аскезу, не обратил на неё внимания. Тогда П. также предалась суровому подвижничеству. Покорённый её преданностью и красотой, Шива взял её в жёны. Этот миф лежит в основе поэмы Калидасы «Кумарасамбхава» («Рождение Кумары»). Несмотря на страстную любовь, брак Шивы и П. был бездетным. По воле богов семя Шивы попало не в лоно П., а в Гангу; на берегу р. Ганги родился Сканда (Карттикея), победитель демона Тараки. При этом в индуизме Сканда считается сыном Шивы и П., так же как и др. ребёнок – Ганеша, которого П. вылепила из мази, умащавшей её тело, и оживила.
Большинство индологов связывают формирование образа П. с эпич. лит-рой и пуранами. Некоторые исследователи возводят образ П. к богине Уме-Хаймавати, вскользь упомянутой в «Кена-упанишаде», другие считают его синтезом образов ведийских богинь Ниррити, Адити и др. Существует гипотеза о П. как божестве автохтонных горных племён Индии.
В индуистском тантризме Шива и П. рассматриваются как взаимодополняющие аспекты единого существа: Шива воплощает чистое сознание, а П. – его шакти (энергию). Иногда Шива и П. изображаются как андрогин (Ардханаришвара). Тантрич. символом П. является йони (женский половой орган) в основании линги – символа Шивы. Наряду с благостными ипостасями П. имеет грозную (Дурга) и ужасающую (Кали) ипостаси (культ П. в разных ипостасях широко распространён в нар. шиваизме). В разных частях Индии с П. ассоциируются образы местных богинь, поэтому она известна под разл. именами: Минакши, Камакши, Лалита и др. Нередко П. понимается как воплощение Великой богини (Дэви), или Шакти, женской энергии. Более всего она почитаема как символ женской красоты, супружеской верности и семейного счастья. В иконографии П.-Умы выделяется композиция, изображающая её и Шиву вместе с сыном Скандой.