ОНУ́ФРИЙ КЕРЖЕНЕ́ЦКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОНУ́ФРИЙ КЕРЖЕНЕ́ЦКИЙ (Ануфрий; по некоторым данным, имел прозвище Орёл) (? – возможно, 1729), деятель старообрядчества (поповец), основатель ануфриева согласия. По преданию, был монахом Соловецкого монастыря, откуда после подавления царскими войсками Соловецкого восстания 1667–76 бежал в Нижегородское Заволжье в Керженские скиты старообрядческие. Возглавил Шарпанский скит (возле дер. Малое Зиновьево), а также скит, названный по его имени – Онуфриевский (вблизи дер. Хвостиково Керженской вол. Балахнинского у.; точное расположение скита неизвестно, возможно, под ним подразумевался Арсеньевский скит, остатки которого сохранились за р. Глинка по направлению от г. Семёнов к дер. Труново).
В ходе развернувшихся на Керженце в кон. 17 – нач. 18 вв. споров вокруг т. н. догматич. писем протопопа Аввакума О. К. выступал как ревностный сторонник протопопа, письма которого почитал «паче Евангелия» и распространял на Керженце. Однако, по некоторым данным, О. К. не разделял учение Аввакума о самосожжении. Др. старообрядцы-поповцы во главе с Софонтием стремились убедить О. К. и его сторонников в неправоте писем Аввакума, для чего на Керженце ими было созвано неск. соборов. О. К. вынужден был отречься от своих взглядов, но сделал это лишь формально: 28.11(9.12).1708 он подписал документ, в котором свидетельствовал, что «на Бога полагает» письма Аввакума. Гл. итогом этих споров стало разделение нижегородских поповцев на 2 осн. течения – софонтиево и ануфриево. В 1720, по офиц. сведениям Раскольнической конторы, численность последователей О. К. на Керженце доходила до 500 человек. Этому способствовала энергичная деятельность О. К., сосредоточившего в своих руках пожертвования, поступавшие на Керженец.
Ок. 1719, скрываясь от розыска, О. К. ушёл из Керженских скитов и поселился на Зимнем берегу Белого м. (в лит-ре приводятся неверные сведения о смерти О. К. – ок. 1715–16). С 1721 к нему стали прибывать его ученики и основывать многочисл. кельи. Крупнейшей старообрядч. пустынью на Зимнем берегу стал Онуфриев скит, в котором преобладали сторонники О. К. [по 1-й ревизии (1720-е гг.), в скиту числилось 8 мужчин, по 2-й ревизии (1744) – 216 душ «обоего пола»]. Переселение последователей ануфриевщины на Зимний берег происходило, возможно, не только из-за жестоких действий властей, но и в результате противостояния О. К. и его сторонников остальной массе керженских старообрядцев.