НИЛ АНКИ́РСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИЛ АНКИ́РСКИЙ (Нил Постник) (последняя четв. 4 в. – 1-я пол. 5 в.), христианский подвижник, аскетич. писатель, святой. С 14 в. отождествлялся в визант. церковной традиции с др. подвижником – Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на Горе Синайской».
Сведения о жизни почти неизвестны. Большинство учёных считают, что Н. А. подвизался монахом в окрестностях г. Анкира (ныне Анкара, Турция). Несомненно, что он был одним из учеников свт. Иоанна Златоуста, с которым поддерживал переписку. Н. А. приписывалось большое количество аскетич. сочинений, часть из которых, согласно совр. исследованиям, ему не принадлежит. Так, приписываемые Н. А. сочинения «Слово о молитве», «К Евлогию монаху» и др. принадлежат Евагрию Понтийскому. Среди подлинных нравственно-аскетич. сочинений Н. А. выделяются: «К монаху Агафию», «Слово подвижническое», «К досточтимейшей Магне, диаконисе Анкирской, слово о нестяжательности». Из экзегетич. творений Н. А. сохранилось «Толкование на Песнь Песней», написанное в духе Александрийской богословской школы и под явным влиянием экзегезы Филона Александрийского, Оригена и свт. Григория Нисского, а также (в катенах) фрагменты толкований на Книгу Екклесиаста и др. библейские книги. Н. А. написано большое количество посланий, из которых сохранилось св. 1000, являющихся ценным источником для характеристики как его самого, так и его эпохи. Ряд сочинений Н. А. («Письмо к Филофею», «Послание к монахам», «О семи страстях» и др.) сохранился только на сир. языке. В аскетич. учении Н. А. проступает явное влияние Евагрия Понтийского. Монашество рассматривается им как истинное любомудрие, ведущее человека кратчайшим путём к стяжанию Царства Небесного. Гл. акцент ставится на отшельничестве, позволяющем обрести подлинное безмолвие («исихию»), без которого немыслимо единство с Богом и самим собой. Также большое внимание в творениях Н. А. уделяется духовной брани и борьбе со страстями.
День памяти по календарю Рус. православной церкви – 12(25) ноября.