Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИЛ АНКИ́РСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 39

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Сидоров

НИЛ АНКИ́РСКИЙ (Нил По­ст­ник) (по­след­няя четв. 4 в. – 1-я пол. 5 в.), хри­сти­ан­ский под­виж­ник, ас­ке­тич. пи­са­тель, свя­той. С 14 в. ото­жде­ст­в­лял­ся в ви­зант. цер­ков­ной тра­ди­ции с др. под­виж­ни­ком – Ни­лом Си­най­ским, ав­то­ром «Ска­за­ния об из­бие­нии мо­на­хов на Го­ре Си­най­ской».

Све­де­ния о жиз­ни поч­ти не­из­вест­ны. Боль­шин­ст­во учё­ных счи­та­ют, что Н. А. под­ви­зал­ся мо­на­хом в ок­ре­ст­но­стях г. Ан­ки­ра (ны­не Ан­ка­ра, Тур­ция). Не­со­мнен­но, что он был од­ним из уче­ни­ков свт. Ио­ан­на Зла­то­ус­та, с ко­то­рым под­дер­жи­вал пе­ре­пис­ку. Н. А. при­пи­сы­ва­лось боль­шое ко­ли­че­ст­во ас­ке­тич. со­чи­не­ний, часть из ко­то­рых, со­глас­но совр. ис­следо­ва­ни­ям, ему не при­над­ле­жит. Так, при­пи­сы­вае­мые Н. А. со­чи­не­ния «Сло­во о мо­лит­ве», «К Ев­ло­гию мо­на­ху» и др. при­над­ле­жат Еваг­рию Пон­тий­ско­му. Сре­ди под­лин­ных нрав­ст­вен­но-ас­ке­тич. со­чи­не­ний Н. А. вы­де­ля­ют­ся: «К мо­на­ху Ага­фию», «Сло­во под­виж­ни­че­ское», «К дос­точ­ти­мей­шей Маг­не, диа­ко­ни­се Ан­кир­ской, сло­во о не­стя­жа­тель­но­сти». Из эк­зе­ге­тич. тво­ре­ний Н. А. со­хра­ни­лось «Тол­ко­ва­ние на Песнь Пес­ней», на­пи­сан­ное в ду­хе Алек­сан­д­рий­ской бо­го­слов­ской шко­лы и под яв­ным влия­ни­ем эк­зе­ге­зы Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го, Ори­ге­на и свт. Гри­го­рия Нис­ско­го, а так­же (в ка­те­нах) фраг­мен­ты тол­ко­ва­ний на Кни­гу Екк­ле­сиа­ста и др. биб­лей­ские кни­ги. Н. А. на­пи­са­но боль­шое ко­ли­че­ст­во по­сла­ний, из ко­то­рых со­хра­ни­лось св. 1000, яв­ляю­щих­ся цен­ным ис­точ­ни­ком для ха­рак­те­ри­сти­ки как его са­мо­го, так и его эпо­хи. Ряд со­чи­не­ний Н. А. («Пись­мо к Фи­ло­фею», «По­сла­ние к мо­на­хам», «О се­ми стра­стях» и др.) со­хра­нил­ся толь­ко на сир. язы­ке. В ас­ке­тич. уче­нии Н. А. про­сту­па­ет яв­ное влия­ние Еваг­рия Пон­тий­ско­го. Мо­на­ше­ст­во рас­смат­ри­ва­ет­ся им как ис­тин­ное лю­бо­муд­рие, ве­ду­щее че­ло­ве­ка крат­чай­шим пу­тём к стя­жа­нию Цар­ст­ва Не­бес­но­го. Гл. ак­цент ста­вит­ся на от­шель­ни­че­ст­ве, по­зво­ляю­щем об­рес­ти под­лин­ное без­мол­вие («иси­хию»), без ко­то­ро­го не­мыс­лимо един­ст­во с Бо­гом и са­мим со­бой. Так­же боль­шое вни­ма­ние в тво­ре­ни­ях Н. А. уде­ля­ет­ся ду­хов­ной бра­ни и борь­бе со стра­стя­ми.

День па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 12(25) но­яб­ря.

Соч.: Migne PG. T. 79; Narratio / Ed. F. Conca. Lpz., 1983; Commentaire sur le Cantique des cantiques / Ed. M.-G. Guerard. P., 1994; Тво­ре­ния пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Ни­ла Си­най­ско­го. М., 2000.

Лит.: Heussi K. Untersuchungen zu Nilus dem Asketen. Lpz., 1917; Ringshausen H. Zur Ver­fasserschaft und Chronologie der dem Nilus An­cyranus zugeschriebenen Werke. [Fr./M.], 1967.

Вернуться к началу