Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛИ́МЕ́НТ СМОЛЯ́ТИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 291

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Ольшевская, Н. В. Понырко, А. П. Пятнов, С. Н. Травников

КЛИ́МЕ́НТ СМОЛЯ́ТИЧ (?  не ра­нее 1164), ми­тро­по­лит Ки­ев­ский (1147–49, 1151–1155, 1159), пи­са­тель.

Про­ис­хо­ж­де­ние К. С. дис­кус­си­он­но. Тра­ди­ци­он­но он счи­та­ет­ся вы­ход­цем из Смо­лен­ско­го кн-ва, под­ви­зав­шим­ся в Ус­пен­ском мон. в г. За­руб, под Кие­вом. Од­на­ко польск. ис­сле­до­ва­тель А. Поп­пэ пред­ло­жил тол­ко­вать оп­ре­де­ле­ние «смо­ля­тич» как от­че­ст­во («сын или внук Смо­ля­ты»), а сло­во «за­руб»  как за­твор, в том смыс­ле, что до по­став­ле­ния на ми­тро­по­лию К. С. под­ви­зал­ся в ве­ли­кой схи­ме и вёл жизнь за­твор­ни­ка. Об­шир­ные по­зна­ния К. С. в об­лас­ти бо­го­сло­вия и цер­ков­но­го пра­ва, вла­де­ние греч. язы­ком, ссыл­ки на со­чи­не­ния Ари­сто­теля, Го­ме­ра, Пла­то­на по­зво­ля­ют пред­по­ло­жить, что он по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Ви­зан­тии.

К. С. был воз­ве­дён на ки­ев­скую ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру 27.7.1147 со­бо­ром рус. епи­ско­пов по ини­циа­ти­ве ки­ев­ско­го кн. Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча без со­гла­со­ва­ния с пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Ре­ше­ние Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча бы­ло про­дик­то­ва­но, с од­ной сто­ро­ны, тем, что уе­хав­ший в 1145 в Ви­зан­тию ми­тро­по­лит Ки­ев­ский Ми­ха­ил II так и не вер­нул­ся в Ки­ев, а с дру­гой – не­уря­ди­ца­ми в са­мом Кон­стан­ти­но­поль­ском пат­ри­ар­ха­те. Со­глас­но Ипать­ев­ской ле­то­пи­си, на со­бо­ре 1147 при­сут­ст­во­ва­ли 5 епи­ско­пов (Оноф­рий Чер­ни­гов­ский, Фео­дор Бел­го­род­ский, Ев­фи­мий Пе­ре­яс­лав­ский, Да­ми­ан Юрь­ев­ский, Фео­дор Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ский), по дан­ным Лав­рен­ть­ев­ской ле­то­пи­си, Ро­гож­ско­го ле­то­пис­ца и ря­да др. ле­то­пи­сей – 6 (к 5 на­зван­ным в этом слу­чае, ве­ро­ят­но, сле­ду­ет до­ба­вить ли­бо Ио­а­ки­ма Ту­ров­ско­го, ли­бо Кос­му По­лоц­ко­го). Ряд ие­рар­хов Рус. церк­ви (Ни­фонт Нов­го­род­ский, Ма­ну­ил Смо­лен­ский) вы­ра­зи­ли не­со­гла­сие с по­став­ле­ни­ем К. С. без санк­ции пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го.

Вы­сту­пая про­тив греч. влия­ния на Рус. цер­ковь, К. С. ря­дом по­сла­ний свет­ским и ду­хов­ным вла­ды­кам пы­тал­ся пре­одо­леть на­ме­тив­ший­ся по­сле его по­став­ле­ния цер­ков­ный рас­кол и при­влечь к се­бе но­вых сто­рон­ни­ков. В пе­ри­од обо­ст­ре­ния борь­бы ме­ж­ду Изя­сла­вом Мсти­сла­ви­чем и рос­то­во-суз­даль­ским кн. Юри­ем Вла­ди­ми­ро­ви­чем Дол­го­ру­ким, по­сле за­ня­тия по­след­ним ки­ев­ско­го сто­ла К. С. на­хо­дил­ся в из­гна­нии во Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ском кн-ве (1149–51). В мар­те 1155, по­сле то­го как кн. Изя­слав Да­ви­до­вич ус­ту­пил ки­ев­ский стол Юрию Дол­го­ру­ко­му, К. С. бе­жал из Кие­ва во Вла­ди­мир-Во­лын­ский. Но­вый ми­тро­по­лит Ки­ев­ский Кон­стан­тин I пре­дал К. С. ана­фе­ме, при­знал не­дей­ст­ви­тель­ны­ми его ре­ше­ния, сме­стил всех по­став­лен­ных им епи­ско­пов и за­пре­тил к слу­же­нию ру­ко­по­ло­жен­ных им свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов. К. С. вер­нул­ся к управ­ле­нию Ки­ев­ской ми­тро­по­ли­ей в янв.  мар­те 1159 при кн. Мсти­сла­ве Изя­сла­ви­че. В мар­те 1159 рус. кня­зья во избе­жа­ние рас­ко­ла в Рус. церк­ви до­го­во­ри­лись не при­зна­вать ни К. С., ни Кон­стан­ти­на I, а про­сить пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Лу­ку Хри­со­вер­га на­зна­чить но­во­го ми­тро­по­ли­та. По­сле смер­ти на­зна­чен­но­го пат­ри­ар­хом ми­тро­по­ли­та Фео­до­ра в 1163 К. С. вы­дви­гал­ся кан­ди­да­том на ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру ки­ев­ским кн. Рос­ти­сла­вом Мсти­сла­ви­чем, но не по­лу­чил под­держ­ки в Кон­стан­ти­но­по­ле.

По сви­де­тель­ст­ву ле­то­пис­цев, К. С. был «книж­ни­ком и фи­ло­со­фом та­ким, ка­ко­го на Рус­ской зем­ле не бы­ва­ло». Он яв­ля­ет­ся ав­то­ром «По­сла­ния… Фо­ме про­зви­те­ру». Сни­мая с се­бя уп­рё­ки в чес­то­лю­бии, же­ла­нии сла­вы и на­ру­ше­нии тра­ди­ций, в ко­то­рых об­ви­нял его смо­лен­ский свящ. Фо­ма, К. С. в этом по­сла­нии де­мон­ст­ри­ру­ет бле­стя­щее вла­де­ние ал­ле­го­ри­че­ским ме­то­дом тол­ко­ва­ния биб­лей­ско­го тек­ста. Его твор­че­ст­во сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что др.-рус. лит-ра вос­при­ня­ла тра­ди­ции ви­зант. книж­но­сти. Счи­та­ет­ся, что К. С. при­над­ле­жит ав­тор­ст­во от­ве­тов на ряд во­про­сов (21, 30, 38, 43, 101-й) др.-рус. книж­ни­ка Ки­ри­ка Нов­го­род­ца. Вы­ска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что К. С. был ав­то­ром по­уче­ний «Сло­во о люб­ви Кли­мо­во» и «В суб­бо­ту сы­ро­пу­ст­ную па­мять тво­рим свя­тых отец».

Соч.: По­сла­ние ми­тро­по­ли­та Кли­мен­та к Смо­лен­ско­му пре­сви­те­ру Фо­ме: Не­из­дан­ный па­мят­ник ли­те­ра­ту­ры XII в. / Сост. X. М. Ло­па­рев. СПб., 1892; Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. XII в. М., 1980. С. 283–289; Би­бли­о­те­ка ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. СПб., 1997. Т. 4. С. 118–141.

Лит.: Ни­коль­ский Н. К. О ли­те­ра­тур­ных тру­дах ми­тро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча, пи­са­те­ля XII в. СПб., 1892; он же. Ма­те­риа­лы для ис­то­рии древ­не­рус­ской ду­хов­ной пись­мен­но­сти. 1. К во­про­су о не­из­дан­ном по­уче­нии ми­тро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча // Из­вес­тия От­де­ле­ния рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти Им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии на­ук. 1897. Т. 2. Кн. 1; При­сел­ков М. Д. Очер­ки по цер­ков­но-по­ли­ти­че­ской ис­то­рии Ки­ев­ской Ру­си Х–ХII вв. СПб., 1913. СПб., 2003; Со­ко­лов Пл. Рус­ский ар­хие­рей из Ви­зан­тии и пра­во его на­зна­че­ния до на­ча­ла XV в. К., 1913; Гран­ст­рем Е. Э. По­че­му ми­тро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча на­зы­ва­ли «фи­ло­со­фом» // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1970. Т. 25; Тво­ро­гов О. В. Кли­мент Смо­ля­тич // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1987. Вып. 1; Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си Х–ХIII вв. М., 1989; По­ныр­ко Н. В. Эпи­сто­ляр­ное на­сле­дие Древ­ней Ру­си. XI–XIII вв.: Ис­сле­до­ва­ния, тек­сты, пе­ре­во­ды. СПб., 1992; она же. Кли­мент Смо­ля­тич // Ли­те­ра­ту­ра Древ­ней Ру­си: Био­биб­лио­гра­фи­че­ский сло­варь. М., 1996; Ма­ка­рий (Бул­га­ков), митр. Ис­то­рия Рус­ской церк­ви. М., 1995. Кн. 2; Го­лу­бин­ский Е. Е. Ис­то­рия Рус­ской церк­ви. М., 1997. Т. 1.

Вернуться к началу