КЛИ́МЕ́НТ СМОЛЯ́ТИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛИ́МЕ́НТ СМОЛЯ́ТИЧ (? – не ранее 1164), митрополит Киевский (1147–49, 1151–1155, 1159), писатель.
Происхождение К. С. дискуссионно. Традиционно он считается выходцем из Смоленского кн-ва, подвизавшимся в Успенском мон. в г. Заруб, под Киевом. Однако польск. исследователь А. Поппэ предложил толковать определение «смолятич» как отчество («сын или внук Смоляты»), а слово «заруб» – как затвор, в том смысле, что до поставления на митрополию К. С. подвизался в великой схиме и вёл жизнь затворника. Обширные познания К. С. в области богословия и церковного права, владение греч. языком, ссылки на сочинения Аристотеля, Гомера, Платона позволяют предположить, что он получил образование в Византии.
К. С. был возведён на киевскую митрополичью кафедру 27.7.1147 собором рус. епископов по инициативе киевского кн. Изяслава Мстиславича без согласования с патриархом Константинопольским. Решение Изяслава Мстиславича было продиктовано, с одной стороны, тем, что уехавший в 1145 в Византию митрополит Киевский Михаил II так и не вернулся в Киев, а с другой – неурядицами в самом Константинопольском патриархате. Согласно Ипатьевской летописи, на соборе 1147 присутствовали 5 епископов (Онофрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский, Феодор Владимиро-Волынский), по данным Лаврентьевской летописи, Рогожского летописца и ряда др. летописей – 6 (к 5 названным в этом случае, вероятно, следует добавить либо Иоакима Туровского, либо Косму Полоцкого). Ряд иерархов Рус. церкви (Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский) выразили несогласие с поставлением К. С. без санкции патриарха Константинопольского.
Выступая против греч. влияния на Рус. церковь, К. С. рядом посланий светским и духовным владыкам пытался преодолеть наметившийся после его поставления церковный раскол и привлечь к себе новых сторонников. В период обострения борьбы между Изяславом Мстиславичем и ростово-суздальским кн. Юрием Владимировичем Долгоруким, после занятия последним киевского стола К. С. находился в изгнании во Владимиро-Волынском кн-ве (1149–51). В марте 1155, после того как кн. Изяслав Давидович уступил киевский стол Юрию Долгорукому, К. С. бежал из Киева во Владимир-Волынский. Новый митрополит Киевский Константин I предал К. С. анафеме, признал недействительными его решения, сместил всех поставленных им епископов и запретил к служению рукоположенных им священников и диаконов. К. С. вернулся к управлению Киевской митрополией в янв. – марте 1159 при кн. Мстиславе Изяславиче. В марте 1159 рус. князья во избежание раскола в Рус. церкви договорились не признавать ни К. С., ни Константина I, а просить патриарха Константинопольского Луку Хрисоверга назначить нового митрополита. После смерти назначенного патриархом митрополита Феодора в 1163 К. С. выдвигался кандидатом на митрополичью кафедру киевским кн. Ростиславом Мстиславичем, но не получил поддержки в Константинополе.
По свидетельству летописцев, К. С. был «книжником и философом таким, какого на Русской земле не бывало». Он является автором «Послания… Фоме прозвитеру». Снимая с себя упрёки в честолюбии, желании славы и нарушении традиций, в которых обвинял его смоленский свящ. Фома, К. С. в этом послании демонстрирует блестящее владение аллегорическим методом толкования библейского текста. Его творчество свидетельствует о том, что др.-рус. лит-ра восприняла традиции визант. книжности. Считается, что К. С. принадлежит авторство ответов на ряд вопросов (21, 30, 38, 43, 101-й) др.-рус. книжника Кирика Новгородца. Высказывалось предположение, что К. С. был автором поучений «Слово о любви Климово» и «В субботу сыропустную память творим святых отец».