ГЕМА́ТРИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕМА́ТРИЯ (евр. גימטריה; возможно, от греч. γεωμετρία), в иудейской традиции один из приёмов герменевтики, заключающийся в толковании слова или группы слов по числовому значению составляющих их букв или путём замены одних букв другими по определённой схеме; Г. служит также для замещения числа словом или группой слов, в которых числовое значение букв по сумме равно этому числу.
Числовая Г. заменяет слово или слова другими по принципу равенства сумм числовых значений букв евр. алфавита в заменяемых и заменяющих словах. Буквенная Г. представлена множеством систем, из которых наиболее употребительные – атбаш и атбах. В системе атбаш взаимозаменяются первая буква евр. алфавита и последняя (т. е. א=ת), вторая и предпоследняя (т. е. ב=שׁ) и т. д. В системе атбах – 1-я буква евр. алфавита и 9-я (т. е. א=ט), 2-я и 8-я (т. е. ב=ח) и т. д.
В раввинистической литературе термин «Г.» встречается впервые в 29-м пункте барайты (положения, сборника) 32 правил герменевтики, которую составил Элиэзер бен-Иосе ха-Глили (2 в. н. э.). Там же приводятся примеры обеих форм Г. В Галахе Г. применяется редко и используется в основном как мнемонич. приём. Значит. роль играет Г. в Аггаде (часть устного Закона, не входящая в Галаху и не имеющая характера религ.-юридич. регламентации), гомилетич. и мистич. лит-ре, где она служит одним из способов толкования слов или фраз библейского текста как криптограмм. Г. нашла широкое применение в тех мидрашах, гл. тема которых – толкование букв и слов в Библии, а также в поздних аггадических мидрашах. Сефардские каббалисты начинают прибегать к Г. со 2-й пол. 13 в. В лит-ре хасидизма Г. изначально играла второстепенную роль, и лишь в сравнительно позднее время, с 1-й пол. 19 в., некоторые цадики в своих сочинениях стали уделять этому приёму значит. внимание.