КОСМА́ И ДАМИА́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОСМА́ И ДАМИА́Н (Κοσμᾷς ϰᾳὶ Δαμιανὸς ο Ἀνάργυροι), христианские святые, чтимые как безмездные целители (бессребреники), братья.
Факты почитания К. и Д. в разл. местностях под разными датами отмечает уже мартиролог блж. Иеронима (нач. 5 в.). Почитание К. и Д., бессребреников киликийских, зафиксировано в нач. 5 в. в г. Кирр (Кир; Κύρρος) в Сирии еп. Феодоритом Кирским. В Риме память К. и Д. значится в сакраментарии папы Льва I Великого (сер. 5 в.), к 7 в. там сложилась своя традиция почитания этих святых. Уже в 4–5 вв. К. и Д. чтились как покровители врачей, аптекарей, а позднее – всех нищих. В Константинополь в период появления в Византии первых синаксарей (10 в.) почитание К. и Д. перешло из Сирии, Азии и Рима; даты памяти святых и местные агиографические традиции различались; в синаксарь соответственно вошли 3 двоицы одноимённых святых. С тех пор православной Церковью почитаются: К. и Д., рим. бессребреники и мученики [день памяти по календарю Рус. православной церкви – 1(14) июля]; К. и Д., киликийские или аравийские бессребреники и мученики [день памяти 17(30) окт.]; К. и Д., асийские бессребреники [день памяти 1(14) нояб.].
Возможно, исторически достоверными являются только К. и Д., мученики, бессребреники и чудотворцы киликийские [ум. в кон. 3 в. или в нач. 4 в., Киликия (юго-вост. область Малой Азии)]. Сказания об их мученичестве известны в греч. и сир. списках, созданных после времени правления имп. Юстиниана I (527–565). Согласно этим сказаниям, К. и Д. происходили из пров. Аравия; в г. Эги (Αγαιές, ныне г. Айас, Турция) в Киликии они занимались безвозмездным врачеванием, исцеляя именем Христа, и проповедовали христианство. В правление имп. Диоклетиана К. и Д. были арестованы префектом Киликии Лисием, подвергнуты пыткам и обезглавлены. Останки мучеников были перенесены и захоронены в г. Кирр (Кир).
В Римско-католич. церкви день памяти К. и Д. – 26 сентября.
Иконография
Наиболее ранние изображения К. и Д. сохранились в мозаиках церквей Св. Георгия в г. Фессалоники (кон. 4 в.), Святых Космы и Дамиана в Риме, на форуме Веспасиана (526–530), Евфразиевой базилики в Порече (6 в.). В православных росписях (ц. Спаса Преображения Мирожского мон. в Пскове – ок. 1140; церкви Святых Космы и Дамиана, Св. Стефана в Кастории – 12 в.; сцены жития в росписи Митрополии в Мистре – до 1312) и на иконах (синайские иконы 10–11 вв., рус. иконы с 14 в.) К. и Д. изображаются, как и целитель Св. Пантелеимон, с коробочкой лекарств и ложечкой в руках; в зап.-европ. алтарных композициях (часто заказывавшихся по обету, в знак благодарности за избавление от болезней и эпидемий) – в длинных мантиях и круглых шляпах тёмно-красного цвета, головных уборах врачей в эпоху Возрождения, с ланцетом или др. хирургич. инструментом, с пестиком и ступой, со стеклянным сосудом и ложечкой (в композиции «Мадонна Медичи» Рогира ван дер Вейдена, ок. 1450, Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне). К. и Д. – покровители семьи Медичи, предки которой были лекарями, поэтому их образы часто встречаются во флорентийской живописи (преим. 15 в.). К. и Д. изображаются врачующими (исцеление Палладия, пересадка ноги Юстиниану – работы Фра Анджелико, Ф. дель Ринкони, А. Франкена) или подвергаемыми мучениям [композиции Фра Анджелико из большого алтаря ц. Сан-Марко во Флоренции (1438–40); ныне – в музее Сан-Марко (Флоренция), Нац. галерее искусств (Вашингтон), Старой пинакотеке (Мюнхен), в Лувре (Париж), Нац. галерее Ирландии (Дублин)]. Могут соседствовать со святыми Рохом и Себастьяном, которым также молились об исцелении от чумы и др. болезней.