КИРЕ́ЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРЕ́ЕВ Александр Алексеевич [23.10(4.11).1833, Москва – 13(26).7.1910, Павловск С.-Петербургской губ.], религ. публицист, воен. и обществ. деятель, ген. от кавалерии (1907). Дворянин. Брат обществ. и воен. деятеля Н. А. Киреева (1841–76), писательницы и публициста О. А. Новиковой (1840–1925). На формировании взглядов К. сказалась близость к его родительской семье славянофилов. Окончил Пажеский корпус (1853), затем – на службе в лейб-гв. Конном полку, участвовал в Крымской войне 1853–56. В 1856–59 вольнослушатель С.-Петерб. ун-та. С 1862 адъютант вел. кн. Константина Николаевича. Принимал участие в подавлении Польского восстания 1863–64. Сотрудничал в журналах «Русское обозрение», «Богословский вестник», газ. «Церковные ведомости». В 1872–77 секретарь С.-Петерб. отделения Общества любителей духовного просвещения. Вёл многолетнюю полемику с философом В. С. Соловьёвым. К. – один из создателей С.-Петерб. славянского к-та (1868). В период восстания герцеговинских сербов против турок (1875) организовал Герцеговинскую комиссию, которая оказывала помощь (в т. ч. и военную) восставшим. С 1892 состоял при дворе вдовы вел. кн. Константина Николаевича вел. кн. Александры Иосифовны. С 1904 поч. член Моск. духовной академии. В 1905–06 один из лидеров консервативного политич. объединения «Отечественный союз».
К. был одним из немногих представителей позднего славянофильства – системы взглядов, удовлетворявшей, по его мнению, духовным интересам и потребностям рус. общества и выражавшейся в триаде: «самодержавие, православие, народность». Являясь сторонником самодержавия, он выступал против конституционализма, отрицательно относился к учреждению законодательной Гос. думы, но считал полезным создание законосовещательного Земского собора. Деятель панславистского движения, К. агитировал в пользу активного внешнеполитического курса России на Балканах. С возникновением в Европе движения старокатоликов, не признававших решений Ватиканского I собора (в частности, догмата о безошибочности суждений папы ex cathedra), К. участвовал в налаживании контактов между старокатоликами и православной церковью, полагал такое сближение первым шагом на пути присоединения католичества к православию. Дневник, который К. вёл с 1861 до самой смерти, является ценным историч. источником.