ИОА́НН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН (Максимович) [дек. 1651 или 1653, Нежин – 10(21).6.1715, Тобольск], митрополит Сибирский (1711–15), духовный писатель, просветитель, церковный деятель, святой Рус. православной церкви.
Из семьи укр. шляхтича Максима Васильковского. После окончания Киево-Могилянской академии преподавал в ней поэтику и риторику в лат. классах. Пострижен в монахи киево-печерским архим. Иннокентием (Гизелем), в сан иеромонаха рукоположен черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем). В 1677 в составе укр. делегации посетил Москву, входил в состав посольства к царю Фёдору Алексеевичу с просьбой о помощи в борьбе с османской агрессией. В 1681 назначен наместником брянского Свенского мон.; с сер. 1690-х гг. архимандрит черниговского Елецкого мон.; в 1697 рукоположен в архиеп. Черниговского. В 1708, во время заговора гетмана И. С. Мазепы, принял сторону Петра I, предал изменника анафеме, участвовал в выборах нового гетмана – И. И. Скоропадского. Хотя Мазепа пытался представить И. своим тайным сторонником, Пётр I признал его непричастным к заговору, однако вскоре отправил в почётную ссылку в Тобольск, сделав митрополитом Сибирским (1711). В Сибири И. вёл миссионерскую деятельность среди остяков, вогулов, сибирских татар; принимал участие в организации православной миссии в Пекине (1715).
И. известен как ревностный поборник просвещения: основал Черниговскую духовную семинарию (1700), заботился о деятельности школы в Тобольске и типографии в Чернигове. Находился в дружеских и творческих связях с митр. Киевским Варлаамом Ясинским, писателем иеромонахом Ипполитом Вишенским, Димитрием Ростовским, Стефаном Яворским и др. Состоял в переписке с Петром I, молд. господарем Михаем Раковицей, валашским господарем Константином Брынковяну, патриархами Киприаном Константинопольским, Хрисанфом Иерусалимским, Герасимом II Александрийским, Иоакимом Московским. И. – один из наиболее известных писателей нач. 18 в., развивавших традиции укр. и моск. барокко. Его перу принадлежит 10 книг житий, проповедей, похвальных слов, поучений, богословских трактатов и переводных произведений. Наиболее известны: «Алфавит» (1705) – стихотв. сборник житий святых; «Богородице Дево» (1707) – толкование канона и описание чудес Богородицы; «Синаксарь» (1710), посвящённый Полтавской победе; перевод книги Иоанна Гергарда «Богомыслие» (1710).
В 1916 состоялась канонизация И. День памяти – 10(23) июня.