Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАХА́РИЯ КОПЫ́СТЕНСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 295-296

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Петрушко

ЗАХА́РИЯ КОПЫ́СТЕНСКИЙ [год ро­ж­дения не­изв.; ве­ро­ят­но, г. Пе­ре­мышль, Га­ли­ция (ны­не Пше­мысль, Поль­ша) – 21(31).3.1627, Ки­ев], зап.-рус. цер­ков­ный дея­тель, ду­хов­ный пи­са­тель, ар­хи­ман­д­рит Кие­во-Пе­чер­ского мон. Из пра­во­слав­ной шля­хет­ской се­мьи. Пле­мян­ник еп. Пе­ре­мышль­ско­го и Сам­бор­ско­го Ми­хаи­ла Ко­пы­стен­ско­го, од­но­го из двух ар­хие­ре­ев Ки­ев­ской ми­тро­по­лии, от­ка­зав­ших­ся примк­нуть к Бре­ст­ской унии 1596. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил, ско­рее все­го, во Львов­ской Ус­пен­ской брат­ской шко­ле (см. Брат­ские шко­лы). На ос­но­ва­нии со­чи­не­ний са­мо­го З. К. мож­но пред­по­ло­жить, что в мо­ло­до­сти он по­бы­вал в Мол­да­вии и Ва­ла­хии, а воз­мож­но, и на Бал­ка­нах. Где и кем З. К. был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан не­из­вест­но, од­на­ко в Ки­ев он при­был ок. 1615 уже ие­ро­мо­на­хом по при­гла­ше­нию ар­хи­ман­д­ри­та Кие­во-Пе­чер­ского мон. Ели­сея Пле­те­нец­ко­го. В нач. 1616 по­сту­пил в чис­ло бра­тии Кие­во-Пе­чер­ско­го мон., где вско­ре стал ис­пол­нять по­слу­ша­ние ду­хов­ни­ка. Од­но­вре­мен­но в янв. 1616 всту­пил в Ки­ев­ское пра­во­слав­ное брат­ст­во и, по не­ко­то­рым дан­ным, на­чал пре­по­да­вать в Ки­ев­ской брат­ской шко­ле. В 1616 в Кие­во-Пе­чер­ской ти­по­гра­фии вы­шла в свет пер­вая кни­га под ре­дак­цией З. К. – Ча­со­слов; в ка­че­ст­ве учеб­но­го по­со­бия кни­га пред­на­зна­ча­лась для уча­щих­ся Ки­ев­ской брат­ской шко­лы. В 1619 З. К. (под псевд. Аза­рия) был под­го­тов­лен ан­ти­ка­то­лич. трак­тат «Кни­га о ве­ре». Со­вме­ст­но с зап.-рус. лек­си­ко­гра­фом Пам­вой Бе­рын­дой (ум. 1632) З. К. из­дал кн. «Ан­фо­ло­ги­он», ис­прав­лен­ную по греч. тек­сту игу­ме­ном Ми­хай­лов­ско­го Зла­то­вер­хо­го мон. Ио­вом Бо­рец­ким (впо­след­ст­вии митр. Ки­ев­ский). В 1624 пред­при­нял из­да­ние Но­мо­ка­но­на. Наи­боль­шую из­вест­ность из соб­ст­вен­ных тво­ре­ний З. К. по­лу­чи­ла «Па­лино­дия» (пол­ное назв. – «Па­ли­но­дия, или Кни­га обо­ро­ны Ка­фо­ли­че­ской Свя­той Апо­столь­ской Всход­ной Церк­ви и св. Пат­ри­ар­хов и о гре­ках и рос­сах хри­стиа­нех») (1621) – круп­ней­шее по­ле­ми­че­ское со­чи­не­ние то­го вре­ме­ни, на­прав­лен­ное про­тив ка­то­ли­ков и униатов в за­щиту пра­во­слав­но­го уче­ния. Бла­го­да­ря мно­го­числ. спи­скам «Па­ли­но­дия» при­об­ре­ла из­вест­ность не толь­ко в Зап. Ру­си, но и в Мо­ск­ве. Здесь её текст ис­поль­зо­ва­ли при под­го­тов­ке ря­да из­да­ний, пред­при­ня­тых при пат­ри­ар­хе Ио­си­фе, в ча­ст­но­сти «Кни­ги о ве­ре» (1648). В «Па­ли­но­дии» З. К. про­явил се­бя не толь­ко как бле­стя­щий по­ле­мист, но так­же об­на­ру­жил не­за­уряд­ные по­зна­ния в дог­ма­ти­ке, пат­ри­сти­ке и ка­но­ни­че­ском пра­ве. З. К. так­же при­над­ле­жит на­пи­сан­ный в ду­хе по­ле­ми­ки с ри­мо­ка­то­ли­ка­ми и униа­та­ми труд – «Кни­га о прав­ди­вой еди­но­сти пра­во­слав­ных хри­сти­ан Церк­ви Вос­точ­ной, там же и про­тив апо­ста­тов и о их лжи­вой унии», поль­зо­вав­шая­ся боль­шим ав­то­ри­те­том сре­ди ста­ро­об­ряд­цев вплоть до нач. 20 в.

В но­яб. 1624 З. К. по вы­бо­ру бра­тии и за­ве­ща­нию ар­хим. Ели­сея Пле­те­нец­ко­го стал на­стоя­те­лем Кие­во-Пе­чер­ско­го мон., про­дол­жая мно­го вни­ма­ния уде­лять из­да­нию но­вых книг, боль­шин­ст­во ко­то­рых бы­ло на­пе­ча­та­но в ти­по­гра­фии Кие­во-Пе­чер­ского мон. В ча­ст­но­сти, им бы­ли из­да­ны «Ака­фи­сты» (1625) и Три­одь с пре­ди­сло­ви­ем (1627). Вме­сте с Лав­рен­ти­ем Зи­за­ни­ем З. К. пе­ре­вёл и из­дал Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис св. Ан­д­рея Ке­са­рий­ско­го (1625).

В сво­их про­из­ве­де­ни­ях З. К. по­сле­до­ва­тель­но и ре­ши­тель­но вы­сту­пал про­тив по­пы­ток на­вя­зать пра­во­слав­ным ру­си­нам Ре­чи По­спо­ли­той Бре­ст­скую унию. Рез­кий ан­ти­ка­то­ли­че­ский па­фос от­ли­ча­ет поч­ти все его тво­ре­ния. З. К. ви­дел в на­сту­п­ле­нии ка­то­ли­ков на пра­во­сла­вие при­зна­ки при­бли­жаю­ще­го­ся кон­ца све­та, счи­тал, что при­бли­же­ние цар­ст­ва ан­ти­хри­ста во­об­ще зна­ме­ну­ет­ся уси­ле­ни­ем цер­ков­ных раз­до­ров и не­строе­ний, а так­же мас­со­вым от­па­де­ни­ем от Пра­во­слав­ной церк­ви. З. К. яв­лял­ся сто­рон­ни­ком рус. един­ст­ва. Как Моск. Русь, так и зап.-рус. зем­ли, вхо­див­шие в со­став Ре­чи По­спо­ли­той, он счи­тал час­тя­ми од­ной Рус­ской зем­ли, ви­дя за­лог её един­ст­ва пре­ж­де все­го в пра­во­слав­ной ве­ре и в об­щей ис­то­рии, вос­хо­дя­щей ко вре­ме­нам св. кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. Лит. твор­че­ст­во З. К. ока­за­ло за­мет­ное влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие ду­хов­ной лит-ры как ки­ев­ской шко­лы, так и Моск. Ру­си.

По­хо­ро­нен в Кие­во-Пе­чер­ском мон. (ме­сто по­гре­бе­ния не со­хра­ни­лось).

Лит.: Са­ха­ров И. П. Обо­зре­ние сла­вя­но-рус­ской биб­лио­гра­фии. СПб., 1849; За­вит­не­вич В. З. Па­ли­но­дия За­ха­рии Ко­пы­стен­ско­го и ее ме­сто в ис­то­рии за­пад­но-рус­ской по­ле­ми­ки XVI и XVII вв. Вар­ша­ва, 1883; Сен­чен­ко Н. И., Тер-Гри­го­рян НЭ. Кие­во-Мо­ги­лян­ская ака­де­мия. Ис­то­рия Кие­во-брат­ской шко­лы. К., 1998.

Вернуться к началу