ЗАХА́РИЯ КОПЫ́СТЕНСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАХА́РИЯ КОПЫ́СТЕНСКИЙ [год рождения неизв.; вероятно, г. Перемышль, Галиция (ныне Пшемысль, Польша) – 21(31).3.1627, Киев], зап.-рус. церковный деятель, духовный писатель, архимандрит Киево-Печерского мон. Из православной шляхетской семьи. Племянник еп. Перемышльского и Самборского Михаила Копыстенского, одного из двух архиереев Киевской митрополии, отказавшихся примкнуть к Брестской унии 1596. Образование получил, скорее всего, во Львовской Успенской братской школе (см. Братские школы). На основании сочинений самого З. К. можно предположить, что в молодости он побывал в Молдавии и Валахии, а возможно, и на Балканах. Где и кем З. К. был рукоположен в священный сан неизвестно, однако в Киев он прибыл ок. 1615 уже иеромонахом по приглашению архимандрита Киево-Печерского мон. Елисея Плетенецкого. В нач. 1616 поступил в число братии Киево-Печерского мон., где вскоре стал исполнять послушание духовника. Одновременно в янв. 1616 вступил в Киевское православное братство и, по некоторым данным, начал преподавать в Киевской братской школе. В 1616 в Киево-Печерской типографии вышла в свет первая книга под редакцией З. К. – Часослов; в качестве учебного пособия книга предназначалась для учащихся Киевской братской школы. В 1619 З. К. (под псевд. Азария) был подготовлен антикатолич. трактат «Книга о вере». Совместно с зап.-рус. лексикографом Памвой Берындой (ум. 1632) З. К. издал кн. «Анфологион», исправленную по греч. тексту игуменом Михайловского Златоверхого мон. Иовом Борецким (впоследствии митр. Киевский). В 1624 предпринял издание Номоканона. Наибольшую известность из собственных творений З. К. получила «Палинодия» (полное назв. – «Палинодия, или Книга обороны Кафолической Святой Апостольской Всходной Церкви и св. Патриархов и о греках и россах христианех») (1621) – крупнейшее полемическое сочинение того времени, направленное против католиков и униатов в защиту православного учения. Благодаря многочисл. спискам «Палинодия» приобрела известность не только в Зап. Руси, но и в Москве. Здесь её текст использовали при подготовке ряда изданий, предпринятых при патриархе Иосифе, в частности «Книги о вере» (1648). В «Палинодии» З. К. проявил себя не только как блестящий полемист, но также обнаружил незаурядные познания в догматике, патристике и каноническом праве. З. К. также принадлежит написанный в духе полемики с римокатоликами и униатами труд – «Книга о правдивой единости православных христиан Церкви Восточной, там же и против апостатов и о их лживой унии», пользовавшаяся большим авторитетом среди старообрядцев вплоть до нач. 20 в.
В нояб. 1624 З. К. по выбору братии и завещанию архим. Елисея Плетенецкого стал настоятелем Киево-Печерского мон., продолжая много внимания уделять изданию новых книг, большинство которых было напечатано в типографии Киево-Печерского мон. В частности, им были изданы «Акафисты» (1625) и Триодь с предисловием (1627). Вместе с Лаврентием Зизанием З. К. перевёл и издал Толкование на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского (1625).
В своих произведениях З. К. последовательно и решительно выступал против попыток навязать православным русинам Речи Посполитой Брестскую унию. Резкий антикатолический пафос отличает почти все его творения. З. К. видел в наступлении католиков на православие признаки приближающегося конца света, считал, что приближение царства антихриста вообще знаменуется усилением церковных раздоров и нестроений, а также массовым отпадением от Православной церкви. З. К. являлся сторонником рус. единства. Как Моск. Русь, так и зап.-рус. земли, входившие в состав Речи Посполитой, он считал частями одной Русской земли, видя залог её единства прежде всего в православной вере и в общей истории, восходящей ко временам св. кн. Владимира Святославича. Лит. творчество З. К. оказало заметное влияние на дальнейшее развитие духовной лит-ры как киевской школы, так и Моск. Руси.
Похоронен в Киево-Печерском мон. (место погребения не сохранилось).