ДИМИ́ТРИЙ СОЛУ́НСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Родственные статьи:
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИМИ́ТРИЙ СОЛУ́НСКИЙ, Димитрий Великомученик (греч. Δημήτριος ὁ Μεγαλομάρτυς) [2-я пол. 3 в., Фессалоники (Салоники, Солунь) – нач. 4 в., там же], великомученик, один из наиболее почитаемых в слав. землях христианских святых.
Согласно агиографич. источникам, родился в семье тайных христиан, отец Д. С. занимал значит. воен.-адм. пост (традиционно считается, что он был проконсулом); по достижении совершеннолетия Д. С. был назначен имп. Максимианом также на воен.-адм. должность (в житии говорится о проконсульстве в Фессалоникийской обл.). В силу имп. назначения одной из осн. обязанностей Д. С. стало препятствование распространению христианства, однако вместо гонений Д. С. открыто проповедовал учение Христа. Узнав об этом, император приказал заключить Д. С. под стражу. В это время в Солуни проводились кровавые представления: Лий, любимый боец имп. Максимиана, борясь с противниками-христианами, сбрасывал их с помоста на копья. Христианин Нестор решился вступить в поединок с Лием. Он посетил Д. С., испросив на предстоящий бой благословения и молитв. Император, узнав, что Лий был побеждён благословением святого, решил предать последнего такой же казни: Д. С. был пронзён копьями в темнице. При имп. Константине Великом на месте захоронения Д. С. построена часовня. При возведении нового храма (нач. 5 в.) были обретены мощи святого (ныне находятся в левом нефе базилики). С 7 в. при раке великомученика начинается чудесное истечение мира, в связи с чем Д. С. получает именование Мироточивого (Μυροβλήτης).
Почитание Д. С. перешло на Русь из юж.-слав. земель с Крещением Руси. С покровительством Д. С. др.-рус. летописная традиция связывает успехи воен. экспедиции к Царьграду кн. Олега (907). К последней трети 11 в. относится основание в Киеве кн. Изяславом Ярославичем (в крещении Димитрием) Димитриевского мон. (в последующем на его месте располагался Михайловский Златоверхий мон.). В кон. 12 в. во Владимире был возведён Дмитриевский собор. Одно из ценнейших изображений Д. С. – фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти Андрея Рублёва или иконописцев его круга. К кон. 1320-х гг. относится возведение в Московском Кремле одноглавого, 4-столпного Успенского собора с 3 апсидами, 3 притворами и 3 приделами, среди которых придел Д. С. располагался у южной алтарной стены. Почитание св. вмч. Д. С. тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви вел. кн. московского Дмитрия Ивановича Донского. В память воинов, павших в Куликовской битве 1380, установлена для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота.
Иконография
На наиболее ранних изображениях (мозаики в базилике Св. Димитрия в Фессалониках, 5–7 вв., и в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, 6 в.; на печати еп. Петра Солунского, 8 в.) Д. С. представлен безбородым юношей с короткими волосами, в простой тунике. Позднее в Византии и на Балканах тунику заменяют пышными придворными одеждами, но в деисусном ряду рус. иконостасов Д. С. по-прежнему изображают в тунике и плаще. Не ранее 9 в. Д. С. обретает облик воина в латах, с копьём и мечом. В 11 в. этот иконографич. вариант получил распространение в росписях храмов Каппадокии. В 12–13 вв. появляются необычные для иконографии воинов-мучеников изображения Д. С. на троне, с обнажённым или наполовину вынутым из ножен мечом (рельеф в соборе Святого Марка в Венеции; икона из скевофилакия мон. Св. Варлаама в Метеорах, Греция; икона из Успенского собора в г. Дмитров, ГТГ). Наиболее ранний житийный цикл Д. С. содержится в Псалтири Феодора Кесарийского (1066, Британский музей). В дальнейшем иллюстрации жития Д. С. включали в сб-ки житий святых (Кентерберийский Пассионалий, 1100–1120, Британская б-ка). В 13–14 вв. Д. С. – один из наиболее почитаемых святых в Сербии, где появился ряд храмовых росписей с его житием: церкви Св. Димитрия в Прилепе (1282), в Давидовице (1281–99), в Охриде (3-я четв. 14 в.), в Пече (1345), Марковом мон. (1376–1381); ц. Богородицы Левишки (1310–1313) и др. Один из самых полных житийных циклов (12 сцен) представлен в росписях ц. Спаса в Дечанах (1335–1350); его завершает изображение Д. С. в облике воина-всадника, поражающего болг. царя Калояна. Уже в 13 в. эта сцена появилась как самостоятельная на фасадах храмов (церковь в Мораче, 1251–52), позднее получила распространение в иконописи, особенно в русской, где Калояна иногда заменяли на Мамая. На иконографию Д. С. повлияла иконография св. Георгия Победоносца; существует извод, где святые представлены скачущими рядом на конях, при этом один обнимает другого. В 18–19 вв. атрибутами Д. С. служат меч и крест, реже – пальмовая ветвь; нередко он одет в хитон и плащ. На греч. иконах этого времени встречается изображение Д. С.-всадника с сидящим позади него еп. Киприаном (святой спас его из слав. плена), а также Д. С. в воинских доспехах, попирающего противника (Калояна?). На Западе изображения Д. С. крайне редки.