Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА́СИЛ ИБН АТА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 622-623

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

ВА́СИЛ ИБН АТА́ (Абу Ху­зай­фа аль-Газ­зал) (699/700, Ме­ди­на – 748/749, Бас­ра), ос­но­во­по­лож­ник му­та­зи­лиз­ма в ис­лам­ском бо­го­сло­вии. В мо­ло­до­сти был уче­ни­ком аль-Ха­са­на аль-Бас­ри. Ра­зойдясь с по­след­ним, В. и. А. уда­лил­ся (араб. – ита­за­ла) из его круж­ка, соз­дав свою шко­лу, сто­рон­ни­ков ко­то­рой про­зва­ли му­та­зи­ли­та­ми – «уда­лив­ши­ми­ся». Для рас­про­стра­не­ния уче­ния рас­сы­лал уче­ни­ков в про­вин­ции Ха­ли­фа­та – Маг­риб, Хо­ра­сан, Йе­мен, Джа­зи­ру, Ар­ме­нию. Вме­сте с тем они ве­ли про­па­ган­ду про­тив пра­вя­щей ди­на­стии Омей­я­дов.

Взгля­ды В. и. А. во мно­гом оп­ре­де­лили бо­го­слов­ские «пять ос­нов» му­та­зи­лиз­ма. От­ри­цая ан­тро­по­мор­физм Ал­ла­ха и пред­веч­ность Его зна­ния и мо­гуще­ст­ва, он при­зна­вал сво­бо­ду во­ли че­ло­ве­ка. Уче­ние В. и. А. о бо­же­ст­вен­ных ат­ри­бу­тах соз­да­но под влия­ни­ем гре­че­ской фи­ло­со­фии и пра­во­слав­ной дог­ма­ти­ки Ио­ан­на Да­ма­ски­на. В. и. А. внёс вклад в тео­рию му­суль­ман­ско­го пра­ва, оп­ре­де­лив че­ты­ре спо­со­ба по­зна­ния ис­ти­ны: че­рез Ко­ран, дос­то­вер­ные ха­ди­сы, умо­зри­тель­ные до­ка­за­тель­ст­ва и со­гла­сие об­щи­ны (ид­жма). На этой ос­но­ве Му­хам­мед аш-Ша­фии и дру­гие ко­ди­фи­ка­то­ры ус­та­но­ви­ли че­ты­ре ис­точ­ни­ка пра­ва (усул аль-фикх). В по­ли­тич. борь­бе в Ха­ли­фа­те В. и. А. сто­ро­нил­ся ха­рид­жи­тов и мурд­жии­тов, счи­тая, что в Верб­люжь­ей (при Басре; 656) и Сиф­фин­ской (657) бит­вах ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми Али ибн Аби Та­ли­ба и пер­во­го омей­яд­ско­го ха­ли­фа Муа­вии ибн Аби Суфь­я­на од­на из сто­рон бы­ла не пра­ва, хо­тя и не ука­зы­вал, ка­кая.

В. и. А. – ав­тор бо­го­слов­ских, док­со­гра­фи­че­ских и иных (вклю­чая му­сульм. пра­во) со­чи­не­ний, сре­ди ко­то­рых – «О со­стоя­нии ме­ж­ду ве­рой и не­ве­ри­ем», «Еди­но­бо­жие и бо­же­ст­вен­ная спра­вед­ли­вость», «О дуа­лиз­ме», «Раз­ря­ды учёных и пра­во­ве­дов», «Путь к по­зна­нию ис­ти­ны». Его тру­ды дош­ли в пе­ре­да­че ср.-век. му­сульм. ав­то­ров, гл. обр. аш-Шах­ра­ста­ни.

Лит.: ал-Ба­гда­ди, ‘Абд ал-Ка­хир б. Та­хир ат-Та­ми­ми. Ки­таб ал-Фарк бай­на-л-фи­рак. Ка­ир, 1964; Ибн ан-На­дим. Ки­таб ал-Фих­рист ли-н-На­дим. Те­ге­ран, 1971; Аш-Шах­раста­ни М. Кни­га о ре­ли­ги­ях и сек­тах. М., 1984. Ч. 1: Ис­лам; Вольф М. Н. Ва­сил ибн ’Ата // Вольф М. Н. Сред­не­ве­ко­вая араб­ская фи­ло­со­фия: Му­та­зи­лит­ский ка­лам. Но­во­сиб., 2005.

Вернуться к началу