НЕЙТРО́ННАЯ ФИ́ЗИКА
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕЙТРО́ННАЯ ФИ́ЗИКА, раздел физики, в котором изучаются структура вещества и фундам. свойства материи с использованием нейтронов, а также исследуются свойства самих нейтронов.
История развития
Н. ф. возникла в 1932, когда Дж. Чедвик доказал существование новой нейтральной элементарной частицы, названной нейтроном. Уточнение массы нейтрона показало, что нейтрон действительно является нейтральной элементарной частицей, а не связанным состоянием протона и электрона, как считалось ранее. Тем самым было разрушено представление о том, что заряд есть неотъемлемое свойство элементарных частиц.
В 1932 Д. Д. Иваненко (СССР), Дж. Чедвик и В. Гейзенберг высказали гипотезу о том, что атомные ядра состоят из нейтронов и протонов. Гейзенберг предположил, что протон и нейтрон – разные состояния одной частицы (нуклона), и ввёл для этой частицы новую характеристику – изотопический спин, две проекции которого соответствуют протону и нейтрону. В сильных взаимодействиях протон и нейтрон неразличимы. Обобщение идеи такой изотопической инвариантности лежит в основе совр. стандартной модели строения элементарных частиц и их взаимодействий.
Первую попытку описания сильного взаимодействия между нуклонами в ядре предприняли И. Е. Тамм и, независимо от него, Д. Д. Иваненко в 1934. Они построили теорию, согласно которой нуклоны взаимодействуют путём обмена частицами конечной массы. Опираясь на их работы, Х. Юкава в 1935 предсказал существование и свойства новой частицы (мезона), ответственной за сильные взаимодействия. В 1947 такие частицы ($π$-мезоны) были обнаружены в космич. лучах.
В 1934 рос. физики С. А. Альтшулер и И. Е. Тамм, анализируя величины магнитных моментов ядер, пришли к выводу, что нейтрон, будучи электрически нейтральной частицей, тем не менее обладает магнитным моментом. В том же году нем. физики О. Штерн и И. Эстерман независимо пришли к аналогичному выводу, измерив магнитные моменты дейтрона и протона. Оказалось также, что магнитный момент протона вдвое больше, чем предсказывала теория. Результатом этих исследований стало предположение о том, что нейтрон и протон не «элементарны». Ныне установлено, что они состоят из кварков.
В 1934 Э. Ферми выполнил первые эксперим. работы, посвящённые взаимодействию нейтронов с веществом. В частности, он показал, что нейтроны, в силу их электрич. нейтральности, являются наиболее эффективным средством получения радиоактивных элементов, в т. ч. трансурановых. Кроме того, группой под рук. Ферми было открыто замедление нейтронов, а в 1936 – их селективное поглощение разл. нуклидами. Эти работы положили начало регулярным исследованиям по нейтронной физике.
В 1936 амер. физики Д. Митчелл и П. Пауэрс уверенно наблюдали дифракцию нейтронов. Дальнейшее развитие этих исследований привело к возникновению нейтронной оптики, созданию новых мощных методов исследования строения ядра, атомной и магнитной структур вещества, а также его магнитной и атомной динамики. В 1939 О. Ган и Ф. Штрассман, Л. Майтнер и О. Фриш открыли деление ядер под воздействием нейтронов. Важность этого открытия была оценена, когда стала понятной возможность осуществления ядерной цепной реакции с участием нейтронов.
В СССР в кон. 1938 И. В. Курчатов инициировал исследования по Н. ф., в результате которых его сотрудники Г. Н. Флёров и Л. И. Русинов, независимо от зарубежных исследователей, обнаружили испускание нейтронов при делении ядер урана. В 1939 Э. Ферми и Курчатов независимо пришли к выводу о возможности осуществления ядерной цепной реакции при превышении числа вновь образующихся нейтронов над числом поглощённых. В 1942 в США Ферми создал первый ядерный реактор, в котором осуществлялась управляемая цепная реакция. Также в 1940-х гг. были построены первые исследоват. ядерные реакторы, в которых удалось получить интенсивные пучки нейтронов; это дало существенный толчок развитию нейтронной физики.
В 1948 амер. учёные Э. Уоллан (Воллан), К. Шалл и М. Марни, используя пучок нейтронов от ядерного реактора, получили первую лауэграмму, зарегистрировавшую дифракцию нейтронов на монокристалле NaCl. В том же году Уоллан и Шалл создали первый двухосный дифрактометр для наблюдения дифракции нейтронов на поликристаллах, что положило начало новым нейтрон-дифракционным методам исследования атомной и магнитной структур вещества. В 1948–1951 А. Снелл и Л. Миллер (США), Дж. Робсон (Канада) и П. Е. Спивак (СССР) независимо открыли бета-распад нейтрона (хотя первые предположения об этом распаде были высказаны ещё в 1934 Ф. Жолио-Кюри, см. в ст. Жолио-Кюри). В 1952 Б. Брокхауз с сотрудниками создали первый в мире трёхосный нейтронный спектрометр, на котором впервые наблюдали неупругое рассеяние нейтронов в ванадии, лёгкой и тяжёлой воде, а также в парамагнетиках (с возбуждением колебаний атомов и их спинов в веществе).
В СССР в сер. 1950-х гг. началось активное строительство пучковых исследоват. ядерных реакторов для получения интенсивных пучков нейтронов. В 1959 Я. Б. Зельдович высказал предположение о возможности удержания нейтронов малых энергий (ультрахолодных нейтронов) внутри сосудов (напр., из меди, бериллия), стенки которых обеспечивают полное внутр. (зеркальное) отражение нейтронов, а также о возможности использования подобных сосудов для измерения времени жизни свободного нейтрона. Это предположение было экспериментально доказано в 1968.
В 1960 В. В. Владимирский разработал магнитные «зеркала», а также магнитные «бутылки» для хранения ультрахолодных нейтронов. Такая «бутылка» из постоянных магнитов была впервые создана в Петербургском институте ядерной физики (ПИЯФ) в 2005. Ныне подобные «сосуды» применяются для измерения времени жизни нейтрона. Так, в 2011 в ПИЯФ было получено новое среднемировое значение времени жизни нейтрона. Этот результат устранил расхождение эксперим. данных со стандартной моделью, а также позволил уточнить наши представления о Вселенной, приблизив теоретич. предсказания к наблюдательным астрономич. данным.
На нач. 21 в. работы по Н. ф. сконцентрированы в крупнейших мировых науч. центрах, где размещены интенсивные нейтронные источники. Мировым лидером нейтронных исследований является Междунар. ин-т Лауэ – Ланжевена (Гренобль, Франция), в котором функционирует высокопоточный исследоват. реактор, оснащённый совр. инструментами для проведения фундам. и прикладных исследований. В России крупными центрами, ведущими исследования по Н. ф., являются ПИЯФ, Объединённый институт ядерных исследований, Курчатовский институт и др. В ПИЯФ построен высокопоточный реактор, по своим расчётным параметрам не уступающий реактору в Гренобле, а по некоторым характеристикам и превосходящий его. В 2011 состоялся физич. пуск реактора на миним. мощности.
Изучение фундаментальных свойств нейтрона
Эта область Н. ф. даёт ключ к пониманию структуры элементарных частиц, механизма их взаимодействия, а также процессов, происходящих в масштабах Вселенной.
Одним из наиболее прецизионных экспериментов в Н. ф. является поиск и измерение электрич. дипольного момента (ЭДМ) нейтрона. Данные о том, что величина ЭДМ нейтрона не превышает $3·10^{–28}\:e\!·м$ (где $e$ – элементарный электрич. заряд), позволили отвергнуть ряд теорий, объясняющих нарушение $CP$-симметрии. Такая величина ЭДМ соответствует двум элементарным зарядам противоположного знака, смещённым относительно друг друга на расстояние $D= 3·10^{–28}$ м, т. е. если нейтрон представить в виде шара радиусом $R≈10^{–15}$ м, то $D/R≈ 3·10^{–13}$. Подобная точность соответствует определению, напр., радиуса Земли с точностью до 2 мкм. Получение всё более точной верхней оценки величины ЭДМ исключительно важно для проверки новых теорий, объединяющих фундам. физич. взаимодействия (т. н. теорий Великого объединения и суперсимметрии), а также для понимания барионной асимметрии Вселенной.
Поиск нейтрон-антинейтронных осцилляций (периодич. превращения нейтрона в антинейтрон и обратно) также важен для проверки теорий, объясняющих барионную асимметрию Вселенной. В этих теориях, как показал А. Д. Сахаров, должна нарушаться не только $CP$-симметрия, но и закон сохранения барионного заряда, что, в свою очередь, приводит к возможности процессов распада протона и превращения нейтрона в антинейтрон.
Последнее измерение времени жизни свободного нейтрона и корреляционных констант его $β$-распада позволило подтвердить стандартную модель (соотношение унитарности), уточнить величину барионной асимметрии Вселенной и распространённость в природе лёгких химич. элементов (дейтерия, гелия, лития и др.), образовавшихся в процессе первичного нуклеосинтеза.
Ведётся также поиск электрич. заряда нейтрона и исследование его гравитац. свойств. Отличие заряда нейтрона от нуля могло бы свидетельствовать в пользу суперсимметричной струн теории. По результатам измерений установлено, что заряд нейтрона может быть отличен от нуля не менее чем в 21 знаке (в единицах элементарного заряда).
Нейтроны в ядерной физике
Быстрые нейтроны могут испытывать неупругое рассеяние на ядрах, отдавая часть своей энергии на возбуждение ядра и вызывая ядерные реакции с испусканием нейтронов, протонов и $α$-частиц. Исследование нейтронных спектров позволяет определить величину и свойства взаимодействия между составляющими ядро нуклонами.
Медленные нейтроны могут упруго рассеиваться на ядрах и также вызывать ядерные реакции. К таким реакциям относится захват нейтрона ядром, сопровождающийся вылетом из ядра одного или нескольких $γ$-квантов. Именно в таких реакциях было обнаружено нарушение чётности в сильных взаимодействиях. Этот результат был первым свидетельством в пользу универсальности слабых взаимодействий.
Некоторые реакции захвата нейтрона ядром используются для защиты от нейтронного излучения, для регистрации нейтронов в нейтронных детекторах, а также, напр., для пром. получения трития. Исследование деления тяжёлых ядер ($\ce{U, Th, Pu}$ и др.) под действием медленных нейтронов позволяет изучить динамику деления, глубже понять строение тяжёлых ядер и влияние слабых взаимодействий на процесс деления.
Нейтроны в физике конденсированного состояния вещества
Уникальные свойства нейтронного излучения (электронейтральность, наличие магнитного момента и др.) делают его универсальным инструментом для исследования конденсиров. сред. Поэтому методы Н. ф. находят применение в физике, химии, биологии, геологии, материаловедении, медицине, фармацевтике, пром-сти, энергетике и др. отраслях.
Взаимодействуя с веществом, нейтроны могут испытывать упругое и неупругое рассеяние. Для изучения свойств вещества методами неупругого рассеяния нейтронов применяют нейтронные спектрометры (см. в ст. Нейтронная спектроскопия). Поскольку энергия тепловых нейтронов имеет тот же порядок, что и энергия элементарных возбуждений в веществе, величина изменения энергии нейтрона при неупругом рассеянии содержит информацию о динамике и взаимодействии атомов среды, колебаниях молекул и магнитных моментов, решёточных и магнитных модах, критич. флуктуациях и т. д.
Когерентное упругое рассеяние нейтронов на атомах кристаллич. решётки приводит к дифракции нейтронов, анализ которой позволяет с высокой точностью определять положения атомов в кристаллах. На установках малоуглового рассеяния нейтронов исследуют биологич. структуры и наноструктуры с линейными размерами рассеивающих объектов 10–9–10–6 м. В качестве таких установок могут использоваться также рефлектометры и нейтронные интерферометры (см. в ст. Нейтронная интерферометрия). Нейтроны (в отличие от видимого и рентгеновского излучений) взаимодействуют с атомными ядрами, а не с электронными оболочками атомов, что позволяет с высокой точностью различать нуклиды, близко расположенные в периодич. системе химич. элементов. Особенно это относится к лёгким элементам ($\ce{H,O}$ и др.), положение которых в структуре часто определяет свойства материала. Идентификация этих элементов в веществах, содержащих тяжёлые элементы, при помощи рентгеновского излучения и гамма-излучения почти невозможна. Методам Н. ф. доступно изучение даже изотопного состава вещества, а также магнитных структур и спиновой динамики.