АСТРОДИНА́МИКА
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АСТРОДИНА́МИКА (от астро… и динамика), раздел небесной механики, изучающий движение космич. аппаратов (КА) – искусств. спутников Солнца, планет и планетных спутников, а также межпланетных станций, межзвёздных зондов и т. п. Используются также термины «космодинамика», «небесная баллистика», «механика космического полёта».
А. возникла как ветвь классич. небесной механики, изучающей движение естественных небесных тел. В кон. 17 в. И. Ньютон впервые провёл расчёты, по которым для запуска искусств. спутника Земли (ИСЗ) необходимо достичь скорости 8 км/с, а для запуска КА к Марсу – 11 км/с. К. Э. Циолковский доказал возможность достижения космич. скоростей с помощью ракет.
Специфика А. состоит в необходимости оптимизации траекторий КА и их систем, учёта возможной управляемости КА, а также учёта притяжения протяжённых небесных тел и мн. негравитационных сил: сопротивления атмосферы, давления солнечного и отражённого от Земли излучения, влияния магнитосферы и др. А. базируется на математич. исследовании уравнений (как правило, обыкновенных дифференциальных уравнений движения, возможно с управляющими параметрами) и использует методы небесной механики и теории оптимального управления (напр., принцип максимума Понтрягина). Применяются методы расчёта орбит (см. Орбиты небесных тел), разрабатываются собственные методы решения задач, не встречавшихся в классич. небесной механике. К таким задачам, напр., относится проектирование орбит, оптимальных по важнейшему критерию работы КА и приемлемых по остальным параметрам (напр., орбита перелёта Земля – Марс с миним. затратами топлива, орбита наилучшего обзора данного региона Земли и др.). Для систем КА (спасательных, навигационных, спутников связи и др.) оптимизации подлежат не отдельные орбиты, а их ансамбль.
Часто выход на рабочую орбиту целесообразно осуществлять в неск. этапов, и возникает задача о переходе между орбитами. Переход может осуществляться за счёт работы реактивных двигателей, обеспечивающих кратковременную большую тягу (КА испытывает действие почти мгновенного дополнит. импульса) или постоянно действующую малую тягу, а также за счёт энергии поля тяготения планеты или спутника (гравитационный манёвр) или энергии солнечного излучения (солнечный парус). Сюда же относятся задачи о посадке или выходе на орбиту искусственного спутника планеты (включая Землю) с использованием торможения в атмосфере или о посадке на Луну и др. безатмосферные тела. С математич. точки зрения задача заключается в расчёте импульсов или дополнительной тяги, необходимых для изменения орбиты. Для типичных задач построены базовые решения, часто неочевидные. Так, техника ближайшего будущего не в состоянии сообщить КА скорость, достаточную для непосредственного достижения окрестностей Солнца. Решить эту задачу позволяет полёт к Юпитеру с использованием гравитационного манёвра или полёт с многократными гравитационными манёврами у Венеры и Земли. Практич. использование математич. результатов А. в задачах космич. полётов связано с инженерно-технич. вопросами конструирования КА и их автоматич. управления.
Значительное место в А. занимает построение аналитических, полуаналитических и численных теорий движения КА, позволяющих рассчитывать их положение и скорость в любой момент времени. При разработке теорий приходится преодолевать трудности математич. характера ввиду сложности уравнений движения и невозможности ограничиться методами, разработанными в классич. небесной механике.
Важная задача А. – анализ и проектирование вращательного движения КА относительно центра масс, ориентации КА относительно Земли и др. небесных тел в ходе перемещения по орбите. Часто требуется одноосная стабилизация (напр., вращение КА вокруг оси, сохраняющей постоянное направление на Землю или Солнце) или трёхосная (КА сохраняет ориентацию неизменной относительно избранной системы отсчёта). Иногда разные части КА должны быть ориентированы по-разному (напр., телескоп на Марс, антенна на Землю, солнечные батареи на Солнце). КА обычно обладают сложной несферич. формой, приводящей к математич. трудностям при учёте вращательных моментов. Разработаны методы стабилизации вращения с помощью гироскопов, реактивных двигателей и систем пассивной стабилизации, использующих моменты сил тяготения, магнитных и аэродинамич. сил.
Являясь в осн. прикладной наукой, А. стимулирует решение задач классич. небесной механики, т. к. расчёты межпланетных перелётов невозможны без высокоточных данных о движении планет, их массах и гравитационных полях. А. помогает решать и задачи фундам. науки. Напр., данные траекторных измерений систем геодезич. и навигац. ИСЗ привлекаются для получения сведений о значении гравитационной постоянной и её возможном изменении со временем, о гравитационном поле Земли, распределении масс в её теле, дрейфе континентов.
См. также Искусственный спутник Земли, Космический аппарат.