ЭМПИ́РИОКРИТИЦИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭМПИ́РИОКРИТИЦИ́ЗМ (нем. Empiriokritizismus – критич. исследование опыта) (т. н. второй позитивизм), направление в философии и методологии науки, разработанное в сочинениях Р. Авенариуса и Э. Маха.
В отличие от «первого» позитивизма, гл. предметом Э. стало само науч. мышление, механизмы образования знания. Критич. анализ всего познавательного процесса вплоть до его истоков должен, по мысли представителей Э., выявить области, где мысль учёного наиболее подвержена ошибкам из-за несоблюдения гл. условия достижения позитивного знания – «непрерывности опыта» (непрерывности познавательного процесса), в результате чего в состав науки проникают метафизич. утверждения (напр., понятия причинности, субстанции и т. д.). Задача «позитивной» философии состоит в «очищении опыта» и избавлении науч. мышления от «метафизики», имеющей «гносеологические» корни. Результатом критич. «очищения опыта» стало признание «потока ощущений» основанием и безусловным источником всякого позитивного знания. Ощущения как «изначальное» были истолкованы как «нейтральные элементы», как нечто «третье», предшествующее разделению целостного опыта на «физический» и «психический». Из этих элементов образуются как «физич. тела», так и «содержания сознания», между которыми существует корреляция («принципиальная координация»). От дуализма «внутреннего» и «внешнего» (субъективного и объективного) как базового онтологич. принципа следует отказаться, поскольку он не соответствует «изначальному» опыту. Вместо «бесконечных и бессмысленных» метафизич. споров противоборствующих филос. направлений (материалистов и идеалистов), превращающих один из моментов отношения, связанного принципиальной координацией, в самостоят. сущность, Э. предлагает исследовать процесс конструирования предметов опыта («комплексов ощущений») и образования науч. понятий.
Важным компонентом эмпириокритич. филос. программы было обращение к истории науки, которая в соответствии с «принципом непрерывности» представала в трудах эмпириокритиков не в виде летописи, хронологич. перечня событий из жизни корифеев науки и науч. открытий, а как непрерывный процесс развития всего состава науч. знания (включая понятия, теоретич. модели и приёмы познавательной деятельности); научное мышление не менее «предпосылочно», чем восприятие; прошлое знание во многом определяет и направление поисков, и методы исследования, и даже их дальнейшую эволюцию. Такая критич. установка сыграла важную роль в дискредитации традиц. «кумулятивистской» модели развития науч. знания и была продолжена в методологич. концепциях постпозитивизма.
Э. оказал влияние на дальнейшее развитие позитивизма, особенно на формирование логич. позитивизма Венского кружка; был популярен в науч. среде, его идеи испытали К. Пирсон, П. Дюэм, А. Пуанкаре, В. Оствальд и др. учёные. В России идеи Э. развивали А. А. Богданов (концепция «эмпириомонизма»), П. С. Юшкевич («эмпириосимволизм») и др.; Э. был подвергнут критике со стороны представителей диалектического материализма.