ДЮЭ́М ДЮГЕМ ПЬЕР МОРИС МАРИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮЭ́М, Дюгем (Duhem) Пьер Морис Мари (10.6.1861, Париж – 14.9.1916, Кабреспин, деп-т Од), франц. физик, философ и историк науки, чл. Парижской АН (1913). Учился в Высшей нормальной школе (1882–84). Проф. физики в ун-тах Лилля (1887–93), Ренна (1893–1894), Бордо (с 1894). Автор работ в области термодинамики, гидродинамики, теории упругости, магнетизма и многочисл. трудов по истории естествознания, которая, начиная с Д., стала интегральной частью философии науки. Ввёл понятие термодинамич. потенциалов (1886) и скорости производства энтропии (1911). Предмет филос. анализа у Д. – физич. теория, рассматриваемая в свете двух историч. традиций: линии Декарта – Лапласа (теория как объяснение) и линии Паскаля – Ампера (теория как описание). Осн. цель теории – описание, т. е. логич. систематизация и классификация большого числа эксперим. законов. Д. отверг традиц. толкование описания как индуктивного обобщения наблюдаемых явлений и резко критиковал индуктивистскую историографию. Так, закон всемирного тяготения И. Ньютона не является индуктивным обобщением законов, эмпирически установленных И. Кеплером, и даже находится в противоречии с ними, равно как математич. теория электродинамич. явлений вовсе не следует методу, предначертанному А. М. Ампером, и она не выводится исключительно из данных опыта. Согласно Д., опытные данные всегда рассматриваются сквозь призму теоретич. понятий, преобразующих эти данные в символич. конструкции, причём это преобразование может осуществляться самыми разнообразными способами. Т. о., физик волен избрать наиболее плодотворную гипотезу независимо от опыта (инструментализм). Критика индуктивизма Д. тесно связана с другой его важной разработкой, получившей впоследствии название «тезис Дюэма – Куайна», согласно которому эксперим. проверке подлежат не изолированные теоретич. положения, а теория в целом. В развитой науч. дисциплине невозможно отделить каждую гипотезу от целостного теоретич. контекста этой дисциплины: Д. отвергал возможность «решающего эксперимента» как такого способа эмпирич. проверки теории, который позволяет однозначно подтвердить или опровергнуть её.
Влияние Д. на совр. философию науки оказалось двойственным. С одной стороны, Д. развил господствующую в то время позитивистскую философию науки, предвосхитив ряд важнейших постулатов логич. эмпиризма (см. Аналитическая философия). С другой стороны, он подготовил почву для постпозитивизма, воспринявшего целый ряд фундам. идей Д. (теоретич. нагруженность фактов, зависимость науч. законов от теоретич. системы в целом и т. д.).