ДИАЛЕКТИ́ЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИАЛЕКТИ́ЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИ́ЗМ, понятие, получившее распространение с кон. 19 в. как обозначение философии марксизма. Термин (синоним употреблявшегося Ф. Энгельсом понятия «материалистическая диалектика») впервые появился в статье Г. В. Плеханова «К шестидесятилетию годовщины смерти Гегеля» (1891, в нем. ж. «Die Neue Zeit»), где «современный диалектический материализм» К. Маркса и Ф. Энгельса, включающий «материалистическое понимание истории», противопоставлялся «наивному метафизическому материализму» 18 в. В дальнейшем этот термин утвердился в работах В. И. Ленина и др. рус. марксистов («Введение в философию диалектического материализма» А. М. Деборина; написано в 1907, опубл. в 1916; и др.).
Осн. авторитетными источниками Д. м. послужили книга Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1878) и его брошюра «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1888; его незавершённая «Диалектика природы» была опубликована лишь в 1925), в которых естественно-науч. материализм 19 в. (эволюционизм Ч. Дарвина и др.) соединялся с идеями гегелевской диалектики, переосмысленной как «наука о наиболее общих законах всякого движения», как общая теория развития («бесконечного восхождения от низшего к высшему»), равно применимая к природе, обществу и мышлению. Эти работы, носившие полемич. характер, содержали в несистематич. виде осн. понятия, определившие стандартный корпус Д. м.: т. н. осн. вопрос философии (отношение мышления к бытию, духа к природе, в зависимости от понимания которого все филос. учения делились на материалистич. и идеалистич.); материальное единство мира, представленное в иерархии качественно разл. форм движения материи – механич., физич., химич., биологич., социальной; восходящие к Гегелю три «закона» диалектики: противоречие как источник движения («единство и борьба противоположностей»), переход количественных изменений в качественные (с этим связано понятие «скачка», важное для концепции развития в Д. м.), отрицание отрицания; прагматич. обоснование принципиальной познаваемости мира – практика («эксперимент и промышленность» у Энгельса) как критерий истинности познания. Выдвинутое В. И. Лениным в его полемич. работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) сенсуалистич. определение материи как «объективной реальности», которая «копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях», легло в основу т. н. теории отражения – разновидности наивно-реалистич. гносеологии, вошедшей в сов. период в канон диалектич. материализма.
Становление Д. м. как господствующего филос. направления в СССР в 1920-х гг. отмечено борьбой «механистов», к которым примыкал Н. И. Бухарин с его теорией «равновесия», и «диалектиков», возглавлявшихся А. М. Дебориным. Дебаты между разл. марксистскими группами, как и последующие филос. «дискуссии» в Сов. Союзе, приняли характер идеологич. кампаний, в которых происходило «обсуждение вопросов не столько с точки зрения истины и лжи, сколько ортодоксии и ереси» (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 123). Кратковременная победа «диалектиков» в 1929 сменилась в 1931 осуждением обеих групп как враждебных политич. уклонов. С 1930-х гг. Д. м. – «мировоззрение марксистско-ленинской партии» (И. В. Сталин) – окончательно утвердился в СССР как офиц. гос. философия, которая получила непререкаемую канонич. форму в написанной Сталиным главе «О диалектическом и историческом материализме» в «Кратком курсе истории ВКП(б)» (1938) и насаждалась через систему образования, политич. просвещения и т. п.
Постепенный распад сложившейся доктрины Д. м. в СССР начался со 2-й пол. 1950-х гг., когда стали развиваться логика и методология науки, дистанцировавшиеся в своём осмыслении филос. проблем естествознания от официозного Д. м., и наряду с этим происходило обращение к «подлинному Марксу» (антропологич. идеям его раннего периода) и реконструкция т. н. логики «Капитала» (метод восхождения от абстрактного к конкретному – Э. В. Ильенков, А. А. Зиновьев и др.). Вопрос о Д. м. дебатировался в неомарксизме 2-й пол. 20 в. (Д. м. как «реалистический» синтез достижений традиц. идеализма и материализма у Э. Блоха, ограничение Д. м. «теорией науки и её истории» у Л. Альтюссера, признание его «рабочей гипотезой», содержащей «общую концепцию человека и мира», у Л. Гольдмана и др.).