Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЛОХ ЭРНСТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 608

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Попов

БЛОХ (Bloch) Эрнст (8.7.1885, Люд­вигс­ха­фен – 4.8.1977, Тю­бин­ген), нем. фи­ло­соф. Изу­чал фи­ло­со­фию в ун-тах Мюн­хе­на, Вюрц­бур­га, Бер­ли­на (1908–11, у Г. Зим­ме­ля), Гей­дель­бер­га (1912–14, где вме­сте с Д. Лу­ка­чем, его то­гдаш­ним дру­гом, был бли­зок кру­гу М. Ве­бе­ра). В 1917–19 в эмиг­ра­ции в Швей­ца­рии, пуб­ли­ку­ет ан­ти­во­ен­ные ста­тьи и бро­шю­ры. Мес­си­ан­ски­ми и эс­ха­то­ло­гич. умо­на­строе­ния­ми про­ник­ну­ты его соч. «Дух уто­пии» («Geist der Utopie», 1918) и «То­мас Мюн­цер как бо­го­слов ре­во­лю­ции» («Thomas Münzer als Theologe der Revolution», 1921). Уто­пия рас­смат­ри­ва­ет­ся Б. как не­отъ­ем­ле­мая ха­рак­те­ри­с­ти­ка че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, про­ис­те­каю­щая из не­удов­ле­тво­рён­но­сти на­лич­ным, ис­то­ри­че­ски став­шим: «Быть че­ло­ве­ком оз­на­ча­ет дей­ст­ви­тель­но иметь уто­пию: взы­вать к то­му, че­го нет». Марк­сизм ин­тер­пре­ти­ру­ет­ся в этой свя­зи как «кон­крет­ная уто­пия» цель­но­го, пре­одо­лев­ше­го от­чу­ж­де­ние че­ло­ве­ка.

В 1920-х гг. вы­сту­па­ет пре­им. как сво­бод­ный пуб­ли­цист, на­хо­дит­ся в тес­ных от­но­ше­ни­ях с Т. Адор­но, В. Бень­ями­ном, Б. Брех­том, З. Кра­кау­эром. С 1933 в эмиг­ра­ции – в Цю­ри­хе, Ве­не, Па­ри­же, Пра­ге, в 1938–49 – в США, где соз­да­ёт своё гл. со­чи­не­ние – «Прин­цип на­де­ж­ды» [«Das Prinzip Hoffnung», Bd 1–3, 1954–59; пер­во­на­чаль­ное назв. «Меч­ты о луч­шей жиз­ни» («Dreams of a better life»)]. С 1949 в ГДР, ди­рек­тор Ин-та фи­ло­со­фии при Лейп­циг­ском ун-те. В 1957 об­ви­нён в «ре­ви­зио­низ­ме» и уво­лен на пен­сию. С 1961 в ФРГ, проф. ун-та в Тю­бин­ге­не.

«Фи­ло­со­фия на­де­ж­ды», ко­то­рую Б. счи­тал един­ст­вен­ной аль­тер­на­ти­вой совр. «ни­ги­лиз­му», бы­ла за­ду­ма­на им как от­крытая фи­лос. сис­те­ма, опи­раю­щая­ся на он­то­ло­гию «ещё-не-став­ше­го», прин­ци­пи­аль­но не за­вер­шён­но­го бы­тия, вы­ра­жаю­ще­го­ся в кон­крет­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях «не­дос­тат­ка» и стрем­ле­нии пре­одо­леть его, об­рес­ти это «от­сут­ст­вую­щее». «Бы­тие-в-дви­же­нии», вклю­чаю­щее в се­бя по­тен­ци­аль­ное «бы­тие дру­гим», есть про­цесс, ко­неч­ной це­лью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся со­стоя­ние со­вер­шен­ст­ва, пол­но­ты реа­ли­за­ции всех воз­мож­но­стей (ари­сто­те­лев­ская ка­те­го­рия воз­мож­но­го ста­но­вит­ся цен­траль­ной у Б.). Че­ло­век ещё не есть то, чем он мо­жет стать. «Кон­крет­ная уто­пия» со­став­ля­ет смы­сло­вое со­дер­жа­ние всей ис­то­рии, пред­стаю­щей как осу­ще­ст­в­ле­ние че­ло­ве­че­ских на­дежд и меч­та­ний; на­ря­ду с «ноч­ны­ми», не­про­из­воль­ны­ми меч­та­ми, свя­зан­ны­ми с про­шлым, су­ще­ст­ву­ют меч­ты «днев­ные», свя­зан­ные с соз­нат. дея­тель­но­стью че­ло­ве­ка и уст­рем­лён­ные в бу­ду­щее. С ха­рак­тер­ной для Б. ра­ди­каль­ной ан­тро­по­ло­ги­за­ци­ей ре­ли­гии «Цар­ст­во Бо­жие» ис­тол­ко­вы­ва­ет­ся им как ожи­дае­мое в бу­ду­щем се­ку­ляр­ное «цар­ст­во сво­бо­ды», со­вер­шен­ст­ва и гар­мо­нии че­ло­ве­ка с ми­ром. Соч. «Ате­изм в хри­сти­ан­ст­ве. К ре­ли­гии ис­хо­да и им­пе­рии» («Atheismus im Christentum. Zur Religion des Exodus und des Reichs», 1968) ока­за­ло влия­ние на лат.-амер. «тео­ло­гию ос­во­бо­ж­де­ния».

Соч.: Subjekt – Objekt. Erläuterung zu He­gel. B., 1951; Gesammtausgabe. Fr./M., 1961–1978. Bd 1–16; Das Materialismusproblem, seine Ge­schichte und Substanz. Fr./M., 1972; Experi­mentum Mundi. Fr./M., 1975; Тю­бин­ген­ское вве­де­ние в фи­ло­со­фию. Ека­те­рин­бург, 1997.

Лит.: Horster D. Bloch zur Einführung. 6. Aufl. Hamb., 1987.

Вернуться к началу