АЛЬТЮССЕ́Р ЛУИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЬТЮССЕ́Р (Althusser) Луи (16.10.1918, Бирмандрейс, Алжир – 22.10.1990, Париж), франц. философ и политич. деятель, идейный лидер одной из влиятельных в 1960–70-е гг. школ неомарксизма. С 1930 во Франции. В 1939 был мобилизован, в июне 1940 попал в нем. плен (сохранился его дневник военнопленного 1940–45). В 1948 окончил Эколь нормаль в Париже, где преподавал до 1980; круг его учеников образовал т. н. школу Альтюссера. Вступив в 1948 во Франц. КП (ФКП) и став членом её ЦК, до кон. 1970-х гг. оставался в её рядах, когда объявил о «всеобщем кризисе марксизма» и подверг публичной критике политич. практику ФКП. Развивавшаяся депрессия приняла характер острого душевного расстройства, в состоянии которого А. 16.11.1980 задушил свою жену Элен. С этого момента он находился в психиатрич. клинике, не прекращая, однако, лит. занятий.
А. стремился изложить марксизм в соответствии с господствующей научно-филос. парадигмой своего времени – прежде всего со структурализмом, а также психоанализом. В опубликованных в 1965 в Париже книгах «За Маркса» («Pour Marx») и «Читать "Капитал"» («Lire "Le Capital"», vol. 1–2) А. и его соратники включились в начатую К. Леви-Стросом критич. кампанию против сартровского гуманизма и историцизма. Считая, что с 1845 К. Маркс «радикально порывает» с проблематикой человека вообще (не только в её фейербаховском изводе) и претензиями гуманизма как такового, А. провозглашает «теоретический антигуманизм» «исходным пунктом марксистской философии» («Pour Marx», p. 238). Размежевание с гуманизмом было неразрывно связано у А. с низвержением неомарксистского историцизма Д. Лукача и А. Грамши. Экономич. базис А. рассматривает как несознаваемую, организованную по принципу дуальных оппозиций структуру, определяющую все обществ. явления, в т. ч. идеологию, подобно тому, как, согласно Ф. де Соссюру, скрытая и несознаваемая структура языка определяет речь. Идеология понимается А. в духе психоанализа З. Фрейда и Ж. Лакана как подлежащая дешифровке манифестация бессознательного, как присущая всякому человеческому обществу, в т. ч. и бесклассовому, «неизменная» по своей структуре «система ошибок и обмана», необходимых для обеспечения жизненно важного единства социальной структуры.
Признавая большое значение категории тотальности в теоретич. наследии К. Маркса, А. возводил её к соч. «О духе законов» Ш. Л. Монтескьё. Однако, по существу, его понимание целостности восходит к Б. Спинозе (его философию он считал «беспрецедентной теоретической революцией... всех времён»), к нему же восходит и различение А. «объектов знания» и «реальных объектов», а также концепция «структурной причинности» (переложение на язык структурализма учения Спинозы о Боге как «причине самого себя») и др.
Своей критич. точки структуралистский неомарксизм А. достиг в период студенч. выступлений в мае 1968, после чего он постепенно сошёл со сцены.