ФИЛОДЕ́М ИЗ ГАДА́РЫ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФИЛОДЕ́М ИЗ ГАДА́РЫ (Φιλόδημος ὁ Γαδαρεύς ) (ок. 110 до н. э., Гадара, ныне Умм-Кайс в Иордании – после 40 до н. э., Геркуланум), др.-греч. философ-эпикуреец и поэт. Учился в Афинах, в 70-х гг. переселился в Италию, жил в Риме и на вилле Пизонов в Геркулануме, где встречался с поэтами Публием Квинтилием Варом, Вергилием и др. До сер. 18 в. известен только по эпиграммам в «Палатинской антологии» и упоминанию у Диогена Лаэртия, пока при раскопках Геркуланума на «вилле папирусов» не были найдены свитки с многочисл. сочинениями Ф. из Г., публикация которых продолжается доныне.
В числе опубликованных сочинений по истории философии: «Жизнь Эпикура», «Трактаты», «Свод философов» (сохранились фрагменты о стоич. и эпикурейской школах), «История Академии» (от Платона до Антиоха из Аскалона), «История Стои» (от Зенона из Кития до Панетия и его учеников), полемич. сочинения «О стоиках» (критика политич. воззрений Зенона из Кития и Диогена Синопского) и «К товарищам» (по эпикурейской школе) – против пересматривавших учение Эпикура.
Трактаты по этике: «О пороках» (в 9-й кн. «О домашнем хозяйстве» добродетели хозяйственности противопоставляется порок сребролюбия или алчности), «О нравах и образах жизни» (в т. ч. «О свободе критики», оказывающей, по Ф. из Г., терапевтич. воздействие на душу, сравнимое с мед. терапией), «О гневе» [различаются гнев-возмущение (ὀργή) и безудержный гнев (θυμός): философ способен только на первый].
Видное место в наследии Ф. из Г. занимают трактаты «О риторике» (только софистическая, но не политич. риторика может считаться «искусством», при этом философия выше риторики, ибо лишь она открывает путь к счастливой жизни), «О поэтических произведениях» (совершенство поэзии состоит не в приятном ритме и благозвучии слов, она должна доставлять интеллектуальное удовольствие), о музыке.
Трактаты по философии религии – ценный источник по античной теологич. доксографии. В 1-й кн. трактата «О благочестии» излагается Эпикурово понимание «благочестия» – ключевого др.-греч. термина для религ. веры: боги, блаженные и самодостаточные, существуют в «междумириях» космич. пространства, их следует почитать по законам полиса, но им нет никакого дела до людей и от них не следует ожидать ни награды, ни наказания. 2-я кн. посвящена критике поэтич. мифологии, учения стоиков о божественном провидении и др. В трактате «О богах» ложной вере глупцов, живущих в страхе перед гневом богов и загробными карами, противопоставляется просвещённая вера мудреца, которому познание природы вещей и освобождение от страха смерти дарует безмятежность духа (атараксия) – гл. условие блаженства.