ФАН ИЧЖИ́
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАН ИЧЖИ́ (Фан Мичжи, Фан Маньгун) (1611, Тунчэн, пров. Аньхой – 8.11.1671, Ваньань, пров. Цзянси), кит. философ, учёный-энциклопедист. Из семьи учёных и сановников, в 1640 получил степень цзиньши и должность историографа при академии Ханьлинь. После воцарения династии Цин в 1644 бежал на юг; в 1650 стал буддийским монахом. Среди сохранившихся сочинений Ф. И. («Тун-я» – «Проникновение в классику»; «Дун-си цзюнь» – «Равенство сторон»; «Яо-ди пао-чжуан» – «Аптека Земли Исцеления»; «И-юй» – «Остатки перемен»; «Син-гу» – «Основа [индивидуальной] природы», и др.) важнейшим является «У-ли сяо-ши» («Предварительные сведения о принципах вещей»), в котором изложены известные Ф. И. науч. сведения (в т. ч. по астрономии, метеорологии, географии, минералогии, ботанике, зоологии, летоисчислению, музыковедению, медицине, оккультным наукам, мантике и др.) и предложена классификация знаний, разделённых на 3 сферы: философскую, естественно-научную и управленческую.
Ф. И. первым в Китае предложил термины для различения «философии» («тун цзи» – «проникновение в исходные импульсы») и «науки» («чжи цэ» – «природометрие»), осмысляющие две стороны единой реальности. При этом он считал характерным для зап. учений дисбаланс в сторону «природометрии», лишённой «духовного света», а для кит. «учения о принципе» (ли-сюэ, см. Неоконфуцианство) – в сторону «проникновения в исходные импульсы», оторванного от вещей. Гармонию философии и науки обеспечивает общеметодологич. «учение о символах и числах» (сян шу чжи сюэ, см. Нумерология китайская) «Канона перемен» («И-цзин»). В концепции бытия Ф. И. выделял огонь как центральный среди «пяти стихий/элементов» (у син) и тождественный общемировой пневме (ци). В последние годы жизни Ф. И. стремился к объединению конфуцианства, даосизма и буддизма на основе признания сущности бытия как «великого единого» (да и) или «истинного единого» (чжэнь и).