Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАН ИЧЖИ́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 193

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ФАН ИЧЖИ́ (Фан Мич­жи, Фан Мань­гун) (1611, Тун­чэн, пров. Ань­хой – 8.11.1671, Вань­ань, пров. Цзян­си), кит. фи­ло­соф, учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист. Из се­мьи учёных и са­нов­ни­ков, в 1640 по­лу­чил сте­пень цзинь­ши и долж­ность ис­то­рио­гра­фа при ака­де­мии Хань­линь. По­сле во­ца­ре­ния ди­на­стии Цин в 1644 бе­жал на юг; в 1650 стал буд­дий­ским мо­на­хом. Сре­ди со­хра­нив­ших­ся со­чи­не­ний Ф. И. («Тун-я» – «Про­ник­но­ве­ние в клас­си­ку»; «Дун-си цзюнь» – «Ра­вен­ст­во сто­рон»; «Яо-ди пао-чжу­ан» – «Ап­те­ка Зем­ли Ис­це­ле­ния»; «И-юй» – «Ос­тат­ки пе­ре­мен»; «Син-гу» – «Ос­но­ва [ин­ди­ви­ду­аль­ной] при­ро­ды», и др.) важ­ней­шим яв­ля­ет­ся «У-ли сяо-ши» («Пред­ва­ри­тель­ные све­де­ния о прин­ци­пах ве­щей»), в ко­то­ром из­ло­же­ны из­вест­ные Ф. И. на­уч. све­де­ния (в т. ч. по ас­тро­но­мии, ме­тео­ро­ло­гии, гео­гра­фии, ми­не­ра­ло­гии, бо­та­ни­ке, зоо­ло­гии, ле­то­ис­чис­ле­нию, му­зы­ко­ве­де­нию, ме­ди­ци­не, ок­культ­ным нау­кам, ман­ти­ке и др.) и пред­ло­же­на клас­си­фика­ция зна­ний, раз­де­лён­ных на 3 сфе­ры: фи­ло­соф­скую, ес­те­ст­вен­но-на­уч­ную и управ­лен­че­скую.

Ф. И. пер­вым в Ки­тае пред­ло­жил тер­ми­ны для раз­ли­че­ния «фи­ло­со­фии» («тун цзи» – «про­ник­но­ве­ние в ис­ход­ные им­пуль­сы») и «нау­ки» («чжи цэ» – «при­ро­до­мет­рие»), ос­мыс­ляю­щие две сто­ро­ны еди­ной ре­аль­но­сти. При этом он счи­тал ха­рак­тер­ным для зап. уче­ний дис­ба­ланс в сто­ро­ну «при­ро­до­мет­рии», ли­шён­ной «ду­хов­но­го све­та», а для кит. «уче­ния о прин­ци­пе» (ли-сюэ, см. Не­о­кон­фу­ци­ан­ст­во) – в сто­ро­ну «про­ник­но­ве­ния в ис­ход­ные им­пуль­сы», ото­рван­но­го от ве­щей. Гар­мо­нию фи­ло­со­фии и нау­ки обес­пе­чи­ва­ет об­ще­ме­то­до­ло­гич. «уче­ние о сим­во­лах и чис­лах» (сян шу чжи сюэ, см. Ну­ме­ро­ло­гия ки­тай­ская) «Ка­но­на пе­ре­мен» («И-цзин»). В кон­цеп­ции бы­тия Ф. И. вы­де­лял огонь как цен­траль­ный сре­ди «пя­ти сти­хий/эле­мен­тов» (у син) и то­ж­де­ст­вен­ный об­ще­ми­ро­вой пнев­ме (ци). В по­след­ние го­ды жиз­ни Ф. И. стре­мил­ся к объ­е­ди­не­нию кон­фу­ци­ан­ст­ва, дао­сиз­ма и буд­диз­ма на ос­но­ве при­зна­ния сущ­но­сти бы­тия как «ве­ли­ко­го еди­но­го» (да и) или «ис­тин­но­го еди­но­го» (чжэнь и).

Соч.: Дун-си цзюнь чжу-ши. Пе­кин, 2001.

Лит.: Peterson W. Bitter gourd: Fang I-chih and the impetus for intellectual change. New Haven, 1979; Коб­зев А. И. Фи­ло­со­фия ки­тай­ско­го не­окон­фу­ци­ан­ст­ва. М., 2002.

Вернуться к началу