СУ́ЩЕЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУ́ЩЕЕ (греч. τὸ ὄν, τὰ ὄντα; лат. ens), то, что есть, существующее, обладающее бытием. Одно из осн. понятий философии, означающее любую отд. вещь или совокупность всех вещей вместе, взятых в аспекте их существования. Вопрос о С. как таковом (греч. ὄν ῇ ὄν, лат. ens qua ens) и о его свойствах традиционно составляет предмет метафизики. Уже у ранних греч. философов вопрос о С. понимается как вопрос о бытии или истине каждого отдельного С. и всего мира в целом. В многовековой традиции платонизма было сформулировано различение подлинного С., причастного вечному и неизменному умопостигаемому бытию, и неподлинного С. – явленного чувствам обманчивого мира становления, мира преходящих вещей. Возникший при этом вопрос о причинах бытия вещей привёл к построению многоуровневых систем реальности, где каждый вышестоящий уровень считается существующим в более истинном смысле по сравнению с нижестоящим.
С. как наиболее общая характеристика вещей имеет у Аристотеля несколько значений (С. как возможное и действительное, как истинное и ложное и др.), основным из которых выступает первая из 10 категорий – сущность (οὐσία). Ср.-век. комментаторы Аристотеля разработали учение о наиболее общих атрибутах С. – трансценденталиях, выходящих за пределы 10 категорий. Так, согласно Фоме Аквинскому, с понятием С. взаимозаменимы понятия: вещь, единое, нечто, благо и истина. Об основополагающем для ср.-век. богословской и филос. мысли различении в С. сущности (лат. essentia) и существования (лат. existentia) см. в ст. Существование. Понимание Бога как высшего и совершеннейшего С., не нуждающегося для своего существования ни в чём, кроме самого себя, приводит в философии Нового времени к разработке понятия субстанции, через которую теперь интерпретируется сущее.
М. Хайдеггер в своей критике «забвения бытия» в традиц. метафизике как имеющей дело лишь с разл. видами сущего исходит из постулируемого им «онтологич. различия» С. и бытия.