Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРАТО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 298-299

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

СТРАТО́Н из Лам­пса­ка на Гел­лес­пон­те (Στράτων Λαμψαϰηνός) (был ак­ти­вен в 1-й тре­ти 3 в. до н. э.), др.-греч. фи­ло­соф и учё­ный. В 287/286 до н. э. сме­нил Тео­фра­ста на по­сту схо­лар­ха (гла­вы) пе­ри­па­те­ти­че­ской шко­лы в Афи­нах и ос­та­вал­ся им до сво­ей смер­ти в 269/268 до н. э. Уче­ни­ка­ми С. бы­ли Ари­старх Са­мос­ский и вы­даю­щий­ся врач Эра­си­ст­рат. Ав­тор мно­го­числ. трак­та­тов по фи­зи­ке, ме­ха­ни­ке, кос­мо­ло­гии, зоо­ло­гии, пси­хо­ло­гии, ло­ги­ке, эти­ке. В свя­зи с его пре­иму­ществ. ин­те­ре­сом к ес­те­ст­вен­но-на­уч. про­бле­ма­ти­ке по­лу­чил про­зви­ще Стра­тон-фи­зик. Все со­чи­не­ния С. ут­ра­че­ны, со­хра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты. В фи­ло­со­фии при­ро­ды он от­вер­гал те­лео­ло­гию и уче­ние о бо­же­ст­вен­ном про­ви­де­нии стои­ков, объ­яс­няя все яв­ле­ния при­ро­ды ес­те­ст­вен­ны­ми (ме­ха­ни­че­ски­ми) при­чи­на­ми и при­да­вая боль­шое зна­че­ние экс­пе­ри­мен­ту. С. оп­ро­вер­гал ари­сто­те­лев­ское от­ри­ца­ние су­ще­ст­во­ва­ния пус­то­ты, но не раз­де­лял и пред­став­ле­ния ато­ми­стов о бес­ко­неч­ном пус­том про­стран­ст­ве, от­дель­ном от ма­те­рии. Вме­сто это­го он ввёл по­ня­тие мик­ро­ско­пич. про­ме­жут­ков пус­то­ты внут­ри тел, раз­де­ляю­щих час­ти­цы ве­ще­ст­ва, объ­яс­няя этим сжа­тие во­ду­ха и про­ник­но­ве­ние те­п­ла и све­та в твёр­дые те­ла. Уче­ние С. о пус­то­те ле­жит в ос­но­ве вве­де­ния к «Пнев­ма­ти­ке» Ге­ро­на Алек­сан­д­рий­ско­го. С. от­ка­зал­ся так­же от ари­сто­те­лев­ско­го по­ня­тия эфи­ра и от ар­ха­ич. де­ле­ния эле­мен­тов на лёг­кие/не­ве­со­мые (огонь и воз­дух) с ес­теств. дви­же­ни­ем вверх и тя­жё­лые (во­да и зем­ля) с ес­теств. дви­же­ни­ем вниз, счи­тая, что все те­ла име­ют (раз­лич­ный) вес. В кос­мо­ло­гии С. сле­до­вал Ари­сто­те­лю, при­зна­вая один не­со­тво­рён­ный мир (кос­мос); в пси­хо­ло­гии учил о един­ст­ве ду­ши и оп­ро­вер­гал ар­гу­мен­ты пла­то­нов­ско­го «Фе­до­на» о её бес­смер­тии. Ана­ло­гия ду­ши с флей­той ак­цен­ти­ро­ва­ла важ­ность по­ня­тия пнев­мы (жиз­нен­но­го ды­ха­ния) в объ­яс­не­нии пси­хич. яв­ле­ний: так, сон есть обо­соб­ле­ние пнев­мы, а смерть её пол­ное от­де­ле­ние. Уче­ние С. о пнев­ме ока­за­ло влия­ние на мед. фи­зио­ло­гию Эра­си­ст­ра­та. В сво­ей тео­рии ощу­ще­ний и чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия С. ут­вер­ждал, что «чис­тое» ощу­ще­ние не­воз­мож­но без уча­стия вни­маю­ще­го ра­зу­ма (ну­са). В эти­ке С., опи­ра­ясь на ари­сто­те­лев­скую тео­рию воз­мож­но­сти и дей­ст­ви­тель­но­сти, рас­смат­ри­вал доб­ро как ак­туа­ли­за­цию воз­мож­но­го.

Соч.: [Фраг­мен­ты] // Strato of Lampsacus: Some texts / Ed. H. B. Gottschalk. Leeds, 1965; Die Schule des Aristoteles. Basel, 1969. Bd 5.

Лит.: Repici L. La natura e l’anima: Saggi su Stratone di Lampsaco. Torino, 1988; Strato of Lampsacus: Text, translation and discussion / Ed. M.-L. Desclos, W. Fortenbaugh. New Brun­swick, 2011.

Вернуться к началу