СТРАТО́Н
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТРАТО́Н из Лампсака на Геллеспонте (Στράτων ὁ Λαμψαϰηνός) (был активен в 1-й трети 3 в. до н. э.), др.-греч. философ и учёный. В 287/286 до н. э. сменил Теофраста на посту схоларха (главы) перипатетической школы в Афинах и оставался им до своей смерти в 269/268 до н. э. Учениками С. были Аристарх Самосский и выдающийся врач Эрасистрат. Автор многочисл. трактатов по физике, механике, космологии, зоологии, психологии, логике, этике. В связи с его преимуществ. интересом к естественно-науч. проблематике получил прозвище Стратон-физик. Все сочинения С. утрачены, сохранились только фрагменты. В философии природы он отвергал телеологию и учение о божественном провидении стоиков, объясняя все явления природы естественными (механическими) причинами и придавая большое значение эксперименту. С. опровергал аристотелевское отрицание существования пустоты, но не разделял и представления атомистов о бесконечном пустом пространстве, отдельном от материи. Вместо этого он ввёл понятие микроскопич. промежутков пустоты внутри тел, разделяющих частицы вещества, объясняя этим сжатие водуха и проникновение тепла и света в твёрдые тела. Учение С. о пустоте лежит в основе введения к «Пневматике» Герона Александрийского. С. отказался также от аристотелевского понятия эфира и от архаич. деления элементов на лёгкие/невесомые (огонь и воздух) с естеств. движением вверх и тяжёлые (вода и земля) с естеств. движением вниз, считая, что все тела имеют (различный) вес. В космологии С. следовал Аристотелю, признавая один несотворённый мир (космос); в психологии учил о единстве души и опровергал аргументы платоновского «Федона» о её бессмертии. Аналогия души с флейтой акцентировала важность понятия пневмы (жизненного дыхания) в объяснении психич. явлений: так, сон есть обособление пневмы, а смерть её полное отделение. Учение С. о пневме оказало влияние на мед. физиологию Эрасистрата. В своей теории ощущений и чувственного восприятия С. утверждал, что «чистое» ощущение невозможно без участия внимающего разума (нуса). В этике С., опираясь на аристотелевскую теорию возможности и действительности, рассматривал добро как актуализацию возможного.