Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭФИ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 516-517

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Месяц

ЭФИ́Р (греч. αἰθήρ – верх­ний слой воз­духа), в др.-греч. фи­ло­со­фии, на­чи­ная с Эм­пе­док­ла, – один из кос­мич. эле­мен­тов; о ги­по­те­зе Э. в нау­ке Но­во­го вре­ме­ни см. в ст. Эфир ми­ро­вой.

У Эм­пе­док­ла Э. ещё тра­ди­ци­он­но ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с воз­ду­хом, в Пла­то­нов­ской Ака­де­мии и у Ари­сто­те­ля он ста­но­вит­ся осо­бым пя­тым эле­мен­том, за­пол­няю­щим не­бо вплоть до сфе­ры Лу­ны. В даль­ней­шем, бла­го­да­ря стои­кам, Э. на­чи­на­ет тол­ко­вать­ся как не­ма­те­ри­аль­ная суб­стан­ция, тон­чай­шее на­де­лён­ное ра­зу­мом пер­во­ве­ще­ст­во, из ко­то­ро­го со­сто­ит всё су­щее (квинт­эс­сен­ция). Мыс­ли­те­ли сред­них ве­ков и Воз­ро­ж­де­ния счи­та­ли Э. бес­ко­неч­ным, про­ни­зы­ваю­щим все те­ла ми­ро­вым ду­хом (spiritus mundi), яв­ляю­щим­ся ис­точ­ни­ком вся­ко­го дви­же­ния и жиз­ни.

В 17 в. фи­ло­со­фы об­ра­ща­лись к эфир­ной ги­по­те­зе в свя­зи с иде­ей близ­ко­дей­ст­вия, со­глас­но ко­то­рой те­ла не мо­гут взаи­мо­дей­ст­во­вать друг с дру­гом на рас­стоя­нии, так что воз­дей­ст­вие от од­но­го к дру­го­му долж­но пе­ре­да­вать­ся че­рез не­кую не­ви­ди­мую сре­ду, за­пол­няю­щую про­стран­ст­во ме­ж­ду ни­ми. Р. Де­карт, рас­смат­ри­вав­ший Э. как еди­ную ми­ро­вую ма­те­рию, пред­ло­жил ме­ха­ни­стич. тол­ко­ва­ние эфир­ной ги­по­те­зы и че­рез дви­же­ние час­тиц Э. пы­тал­ся объ­яс­нить та­кие фи­зич. яв­ле­ния, как об­ра­зо­ва­ние Сол­неч­ной сис­те­мы, рас­про­стра­не­ние све­та и т. д. Пер­во­на­чаль­но ана­ло­гич­но­го взгля­да на Э. при­дер­жи­вал­ся и И. Нью­тон, од­на­ко позд­нее, раз­ра­бо­тав тео­рию все­мир­но­го тя­го­те­ния, он от­ка­зал­ся от ги­по­те­зы уни­вер­саль­но­го Э., пред­ло­жив объ­яс­нять взаи­мо­дей­ст­вия тел ме­ха­низ­ма­ми при­тя­же­ния и от­тал­ки­ва­ния. В нач. 19 в. под влия­ни­ем на­тур­фи­ло­соф­ских со­чи­не­ний Ф. В. Шел­лин­га тео­рия Де­кар­та о «сво­бод­но цир­ку­ли­рую­щем, раз­ли­том по­всю­ду эфи­ре» пе­ре­жи­ва­ет ре­нес­санс. Шел­линг ис­тол­ко­вы­вал Э. (пра­ма­те­рию) как пер­вое про­яв­ле­ние еди­ной со­зи­даю­щей си­лы, даю­щей на­ча­ло ор­га­ни­че­ской и не­ор­га­ни­че­ской при­ро­де и свя­зую­щей кос­мос в еди­ное це­лое («О ми­ро­вой ду­ше» IV, 7).

Лит.: Moraux Р. Quinta essentia // Realen­zyklopädie. B., 1963. Hlbd 47; Lodge O. Der Weltäther. Braunschweig, 1911; Whittaker E. A history of the theories of aether and electri­city. L., 2012.

Вернуться к началу