ЭФИ́Р
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭФИ́Р (греч. αἰθήρ – верхний слой воздуха), в др.-греч. философии, начиная с Эмпедокла, – один из космич. элементов; о гипотезе Э. в науке Нового времени см. в ст. Эфир мировой.
У Эмпедокла Э. ещё традиционно отождествляется с воздухом, в Платоновской Академии и у Аристотеля он становится особым пятым элементом, заполняющим небо вплоть до сферы Луны. В дальнейшем, благодаря стоикам, Э. начинает толковаться как нематериальная субстанция, тончайшее наделённое разумом первовещество, из которого состоит всё сущее (квинтэссенция). Мыслители средних веков и Возрождения считали Э. бесконечным, пронизывающим все тела мировым духом (spiritus mundi), являющимся источником всякого движения и жизни.
В 17 в. философы обращались к эфирной гипотезе в связи с идеей близкодействия, согласно которой тела не могут взаимодействовать друг с другом на расстоянии, так что воздействие от одного к другому должно передаваться через некую невидимую среду, заполняющую пространство между ними. Р. Декарт, рассматривавший Э. как единую мировую материю, предложил механистич. толкование эфирной гипотезы и через движение частиц Э. пытался объяснить такие физич. явления, как образование Солнечной системы, распространение света и т. д. Первоначально аналогичного взгляда на Э. придерживался и И. Ньютон, однако позднее, разработав теорию всемирного тяготения, он отказался от гипотезы универсального Э., предложив объяснять взаимодействия тел механизмами притяжения и отталкивания. В нач. 19 в. под влиянием натурфилософских сочинений Ф. В. Шеллинга теория Декарта о «свободно циркулирующем, разлитом повсюду эфире» переживает ренессанс. Шеллинг истолковывал Э. (праматерию) как первое проявление единой созидающей силы, дающей начало органической и неорганической природе и связующей космос в единое целое («О мировой душе» IV, 7).