Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИМПЛИ́КИЙ ИЗ КИЛИКИИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 204

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

СИМПЛИ́КИЙ (Σιμπλίϰιος) из Ки­ли­кии (ок. 490 – ок. 560), др.-греч. фи­ло­соф, ком­мен­та­тор Ари­сто­те­ля, по­след­ний пред­ста­ви­тель афин­ской шко­лы нео­п­ла­то­низ­ма. Учил­ся у Аммония в Алек­сан­д­рии и у Дамаския в Афи­нах, со­че­тал спе­ку­ля­тив­но-ме­та­фи­зич. ориен­та­цию афин­ской шко­лы с науч. интересами алек­сан­д­рий­ской. По­сле за­кры­тия Юс­ти­ниа­ном Ака­де­мии Афин­ской (529) вме­сте с Да­ма­ски­ем и пя­тью др. пла­то­ни­ка­ми эмиг­ри­ро­вал в Пер­сию (по­кро­ви­тель­ст­во Хос­ро­ва I) в на­де­ж­де воз­ро­дить закры­тую шко­лу; в 533 вер­нул­ся в Ви­зан­тию, где на­пи­сал б. ч. сво­их ком­мен­та­ри­ев. Ут­ра­че­ны ком­мен­та­рии к «Ме­та­фи­зи­ке», «Метеорологии» и др., со­хра­ни­лись ком­мен­та­рии к аристотелевским трак­та­там «О не­бе», «Ка­те­го­рии», «Фи­зи­ка», «О ду­ше», а так­же к «Ру­ко­во­дству» Эпик­те­та. Тен­ден­ция к со­гла­со­ва­нию Пла­то­на и Ари­сто­те­ля, из­на­чаль­но свой­ст­вен­ная нео­пла­то­низ­му и вос­при­ня­тая им че­рез сред­ний пла­то­низм, до­ве­де­на у С. до те­зи­са об аб­со­лют­ной гар­мо­нии их взгля­дов: лю­бые про­ти­во­ре­чия при­зна­ют­ся мни­мы­ми и от­но­ся­щи­ми­ся к сло­вес­но­му вы­ра­же­нию. Эта не­на­уч­ная ус­та­нов­ка не от­ра­зи­лась на вы­со­ком уров­не ком­мен­та­ри­ев к Ари­сто­те­лю. Уве­рен­ность С. в том, что уче­ния во­об­ще всех греч. фи­ло­со­фов по сво­ей су­ти то­ж­де­ст­вен­ны и вы­ра­жа­ют ту же са­мую муд­рость, что и уче­ние Пла­то­на (раз­ли­че­ние чувственного и умо­по­сти­гае­мо­го ми­ра), обу­сло­ви­ла его ин­те­рес к став­шим уже боль­шой ред­ко­стью тек­стам до­со­кра­ти­ков. При­во­ди­мые им про­стран­ные ци­та­ты из Пар­ме­ни­да, Зе­но­на Элей­ско­го, Ме­лис­са, Эм­пе­док­ла, Анак­са­го­ра и Дио­ге­на Апол­ло­ний­ско­го со­став­ля­ют поч­ти все или наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ные фраг­мен­ты со­чи­не­ний этих фи­ло­со­фов, до­шед­шие до нас.

Соч.: [Ком­мен­та­рии] // Commentaria in Ari­stotelem Graeca / Ed. K. Kalbfleisch. Vol. 7. В., 1894; Vol. 8. В., 1907; Vol. 9–10. В., 1882–1895. Vol. 11. В., 1882; Ком­мен­та­рий к «Фи­зи­ке» Ари­сто­те­ля (Кн. 1, гл. 1) / Пер. и вступ. ст. Т. Ю. Бо­ро­дай // Фи­ло­со­фия при­ро­ды в ан­тич­но­сти и в сред­ние ве­ка. М., 1991; Commentaire sur le «Manuel» d’Épictète / Ed. I. Hadot. P., 2001.

Лит.: Simplicius: Sa vie, son œuvre, sa survie: Actes du Colloque international de Paris (28 sept. – 1 oct. 1985) / Ed. I. Hadot. В.; N. Y., 1987; Sorabji R. The philosophy of the commentators, 200–600 AD: A sourcebook. Ithaca, 2005. Vol. 1–3; Golitsis P. Les com­men­taires de Simpli­cius et de J. Philopon à la «Physique» d’Aristote: Tradition et innova­tion. B.; N. Y., 2008.

Вернуться к началу