Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́ЛЛАРС УИЛФРИД

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 702

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Порус

СЕ́ЛЛАРС (Sellars) Уил­фрид (20.5.1912, Анн-Ар­бор, штат Ми­чи­ган – 2.7.1989, Питтс­бург), амер. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель на­уч. реа­лиз­ма в рус­ле ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии. Окон­чил Ми­чи­ган­ский ун-т (1933), за­тем учил­ся в ун-тах Буф­фа­ло и Окс­фор­да. Пре­по­да­вал в Ун-те Ай­о­вы (с 1938), Мин­не­сот­ском (с 1946), Йель­ском (с 1959), Питтс­бург­ском ун-тах (проф. с 1963). Ос­но­ва­тель (совм. с Г. Фейг­лем) и ре­дак­тор жур­на­ла по ана­ли­тич. фи­ло­со­фии «Philosophical Stu­dies» (1950–74). Ис­пы­тал влия­ние сво­его от­ца, Р. В. Сел­лар­са, ос­но­ва­те­ля кри­ти­че­ско­го реа­лиз­ма в США, Р. Кар­на­па, Ч. Пир­са, окс­форд­ской шко­лы ана­ли­тич. фи­ло­со­фии.

Пы­та­ясь пре­одо­леть свой­ст­вен­ный нео­по­зи­ти­виз­му раз­рыв ме­ж­ду ра­цио­на­лиз­мом и эм­пи­риз­мом, вы­сту­пил с кри­ти­кой «дог­мы эм­пи­риз­ма» – «ми­фа о дан­ных», со­глас­но ко­то­ро­му фун­да­мен­том зна­ния яв­ля­ют­ся пер­вич­ные «дан­ные» ощу­ще­ний, при­об­ре­тае­мые при не­по­сред­ст­вен­ном чув­ст­вен­ном кон­так­те с внеш­ним ми­ром. Со­глас­но С., ощу­ще­ния и вос­при­ятия ста­но­вят­ся «дан­ны­ми», лишь по­лу­чая ин­тер­пре­та­цию в рам­ках при­ня­той кон­цеп­ту­аль­ной схе­мы. Су­ще­ст­ву­ют два ти­па та­ких схем: «кар­ка­сы» обы­ден­но­го опы­та и на­уч. тео­рий. Обы­ден­ный опыт по­зво­ля­ет стро­ить «фе­но­ме­наль­ную кар­ти­ну ми­ра», эле­мен­та­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся фик­тив­ные сущ­но­сти – «объ­ек­ты пред­став­ле­ний», на­уч. тео­рии – «но­уме­наль­ную кар­ти­ну ми­ра», со­став­лен­ную из ис­тин­ных ото­бра­же­ний ре­аль­но­го бы­тия, «на­уч­ных об­ра­зов». Вслед за Пир­сом по­ни­мал раз­ви­тие нау­ки как «са­мо­кор­рек­ти­рую­щий­ся про­цесс кон­цеп­ту­аль­ных из­ме­не­ний», т. е. не­пре­рыв­ный про­цесс об­нов­ле­ния зна­ния че­рез со­вер­шен­ст­во­ва­ние объ­яс­ни­тель­ных воз­мож­но­стей нау­ки и пре­одо­ле­ние её внутр. про­ти­во­ре­чий. В фи­ло­со­фии соз­на­ния при­дер­жи­вал­ся те­зи­са «на­уч­но­го ма­те­риа­лиз­ма», трак­туя мыш­ле­ние как ней­ро­фи­зио­ло­гич. про­цесс, под­ле­жа­щий ес­те­ст­вен­но-на­уч. ана­ли­зу. В эти­ке за­щи­щал по­зи­ции аль­тру­из­ма и ли­бе­ра­лиз­ма.

Соч.: Science, perception, and reality. N. Y., 1963; Philosophical perspectives. Springfield, [1967]; Science and metaphysics: variations on Kantian themes. L.; N. Y., 1968; Essays in philo­sophy and its history. Dordrecht; Boston, 1974; На­уч­ный реа­лизм или «ми­ро­лю­би­вый» ин­ст­ру­мен­та­лизм? // Струк­ту­ра и раз­ви­тие нау­ки. М., 1978; Naturalism and ontology. [S. l.], 1980; Pure pragmatics and possible worlds. Re­seda, 1981; The metaphysics of epistemo­lo­gy. Atascadero, 1989.

Вернуться к началу