Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕКСУА́ЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 690-691

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Щеглов

СЕКСУА́ЛЬНОСТЬ (от лат. sexus – пол), фун­да­мен­таль­ный ас­пект че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, вклю­чаю­щий в се­бя про­бле­мы по­ла, ген­дер­ные иден­тич­но­сти и ро­ли, сек­су­аль­ную ори­ен­та­цию, сек­су­аль­ные пред­поч­те­ния, эро­тизм, ге­до­ни­стич. ощу­ще­ния, ин­тим­ность и ре­про­дук­цию. С. пе­ре­жи­ва­ет­ся и про­яв­ля­ет­ся в мыс­лях, фан­та­зи­ях, же­ла­ни­ях, ве­ро­ва­ни­ях, цен­но­стях и ус­та­нов­ках че­ло­ве­ка.

По мне­нию рос. исследователя И. С. Ко­на, сек­су­аль­ное удо­воль­ст­вие (на­сла­ж­де­ние) воз­ни­ка­ет в про­цес­се фи­ло­ге­не­за как воз­на­гра­ж­де­ние за слож­ное по­ве­де­ние, обес­пе­чи­ваю­щее раз­мно­же­ние ор­га­низ­мов и со­хра­не­ние ви­да. В про­цес­се эво­лю­ции сек­су­аль­ная функ­ция и мо­ти­ва­ци­он­ные ме­ха­низ­мы от­де­ля­ют­ся от ре­про­дук­тив­ной це­ли и ста­но­вят­ся са­мо­цен­ны­ми. С. Т. Агар­ков (2013) от­ме­ча­ет, что уже у выс­ших жи­вот­ных С. мно­го­функ­цио­наль­на (го­мо­сек­су­аль­ные кон­так­ты, мас­тур­ба­ция и сек­су­аль­ные пред­поч­те­ния дос­то­вер­но опи­са­ны у 450 ви­дов). Че­рез С. реа­ли­зу­ют­ся зна­ко­вые функ­ции, свя­зан­ные с ус­та­нов­ле­ни­ем ие­рар­хич. от­но­ше­ний до­ми­ни­ро­ва­ния и под­чи­не­ния (Ф. Бич, США; Кон, Агар­ков и др.).

Мож­но вы­де­лить три осн. мо­де­ли сек­су­аль­но­сти, с ко­то­ры­ми свя­за­но разл. по­ни­ма­ние её при­ро­ды, ме­ха­низ­мов и це­лей.

1) Био­ло­гич. мо­дель, в рам­ках ко­то­рой весь спектр че­ло­ве­че­ской С. рас­смат­ри­ва­ет­ся лишь в ас­пек­те её фи­зио­ло­гич. про­яв­ле­ний, ко­гда го­раз­до боль­ше ин­те­ре­су­ют­ся ор­га­низ­мом че­ло­ве­ка, не­же­ли его лич­но­стью.

2) Пси­хо­гид­рав­лич. мо­дель, став­шая ос­но­вой пси­хо­ана­ли­за, опи­ра­ет­ся на кон­цеп­цию ли­би­до З. Фрей­да как из­на­чаль­ной ви­таль­ной (жиз­нен­ной) си­лы и энер­гии че­ло­ве­ка. Сек­су­аль­ная мо­ти­ва­ция во мно­гом оп­ре­де­ля­ет­ся здесь вы­ра­жен­но­стью внутр. сек­су­аль­но­го на­пря­же­ния, тре­бую­ще­го раз­ряд­ки, од­на­ко в ос­но­ве сек­су­аль­ной ак­тив­но­сти мо­гут ле­жать са­мые раз­но­об­раз­ные мо­ти­вы, за­час­тую на­хо­дя­щие­ся во­об­ще вне ра­мок фи­зио­ло­гич. за­ко­но­мер­но­стей (Д. Хебб, У. Томп­сон, США, 1954; Г. Шмидт, ФРГ, 1974; Л. М. Щег­лов, 1995). Кон­цеп­ция суб­ли­ма­ции Фрей­да яви­лась по­пыт­кой объ­яс­нить, ка­ким об­ра­зом на­ко­п­лен­ная сек­су­аль­ная энер­гия рас­пре­де­ля­ет­ся в ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хи­ке, раз­ре­ша­ет­ся и пре­об­ра­зу­ет­ся в об­ществ. дея­тель­но­сти. Со­глас­но Фрей­ду, сек­су­аль­ная энер­гия мо­жет иметь два вы­хо­да: пу­тём дос­ти­же­ния сек­су­аль­но­го на­сла­ж­де­ния, что яв­ля­ет­ся бо­лее при­ми­тив­ной фор­мой раз­ряд­ки, и пу­тём суб­ли­ма­ции, т. е. пе­ре­клю­че­ния на бо­лее «вы­со­ком» уров­не на иные фор­мы ак­тив­но­сти.

В рам­ках этой мо­де­ли име­ют­ся два ва­ри­ан­та раз­ви­тия об­ще­ст­ва и ци­ви­ли­за­ции. Пер­вый из них пред­по­ла­га­ет об­щест­во, где в от­но­ше­нии С. нет осо­бых за­пре­тов, че­ло­век не ис­пы­ты­ва­ет гнё­та об­ществ. мо­ра­ли и без­за­бот­но про­жи­ва­ет свою жизнь (мо­дель, близ­кая к ту­зем­ной куль­ту­ре Океа­нии или По­ли­не­зии). Об­ще­ст­во же в этом слу­чае об­ре­че­но на стаг­на­цию, т. к. еди­ная энер­гия рас­хо­ду­ет­ся на са­му жизнь и фак­ти­че­ски её не ос­та­ёт­ся на суб­ли­ма­цию. Вто­рой, про­ти­во­по­лож­ный ва­ри­ант име­ет в ви­ду об­ще­ст­во, по­дав­ляю­щее С. ин­ди­ви­да, рег­ла­мен­ти­рую­щее по­ве­де­ние че­ло­ве­ка. Ин­ди­вид в та­ком об­ще­ст­ве ог­ра­ни­чен в же­ла­ни­ях, са­мо же об­ще­ст­во ди­на­мич­но, т. к. не­реа­ли­зо­ван­ные им­пуль­сы ин­ди­ви­да суб­ли­ми­ру­ют­ся в со­ци­аль­но при­ем­ле­мые фор­мы ак­тив­но­сти. Пси­хо­гид­рав­лич. мо­дель С. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в куль­ту­ро­ло­гии, ан­тро­по­ло­гии, со­цио­ло­гии и др. об­лас­тях че­ло­ве­че­ско­го зна­ния.

3) Эко­ло­гич. мо­дель ис­хо­дит из то­го, что сек­су­аль­ное по­ве­де­ние яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том про­цес­са обу­че­ния, со­циа­ли­за­ции, опи­раю­ще­го­ся на со­от­вет­ст­вую­щую ней­ро­фи­зио­ло­гич. ос­но­ву (К. Имелин­ский, Польша, 1979). М. Уэй­лен (США, 1966), Г. Шмидт (1974) и их по­сле­до­ва­те­ли трак­ту­ют сек­су­аль­ную мо­ти­ва­цию пре­ж­де все­го как пред­рас­по­ло­жен­ность реа­ги­ро­ва­ния на оп­ре­де­лён­ные раз­дра­жи­те­ли, воз­ни­каю­щую на ос­но­ве двух ком­по­нен­тов – вро­ж­дён­ных био­фи­зио­ло­гич. осо­бен­но­стей, ме­няю­щих­ся в про­цес­се он­то­ге­не­за, и при­об­ре­тён­ных осо­бен­но­стей в ре­зуль­та­те обу­че­ния и все­го жиз­нен­но­го сек­су­аль­но­го опы­та че­ло­ве­ка. Ге­не­ти­че­ски за­про­грам­ми­ро­ван­ные био­фи­зио­ло­гич. фак­то­ры, яв­ляю­щие­ся ба­зой сек­су­аль­ной мо­ти­ва­ции, вклю­ча­ют в се­бя пре­на­таль­ное и по­ст­на­таль­ное раз­ви­тие, из­на­чаль­ное со­стоя­ние ней­ро­эн­док­рин­ной сис­те­мы, функ­цио­ни­ро­ва­ние под­кор­ко­вых об­ра­зо­ва­ний и спин­но­го моз­га, пе­ри­фе­рич. нер­вов и ре­цеп­то­ров, оп­ти­маль­ный уро­вень гор­мо­нов, функ­цио­ни­ро­ва­ние фер­мен­та­тив­ных сис­тем, обес­пе­чи­ваю­щих об­мен ве­ществ, и т. д.

Со­циа­ли­за­ция сек­су­аль­ных по­треб­но­стей че­ло­ве­ка – од­на из наи­ме­нее изу­чен­ных об­лас­тей сек­со­ло­гии. Со­глас­но Г. Шмид­ту, че­ло­век ро­ж­да­ет­ся с оп­ре­де­лён­ным уров­нем ней­ро­фи­зио­ло­гич. обес­пе­че­ния, по­зво­ляю­ще­го ему ис­пы­ты­вать сек­су­аль­ное на­сла­ж­де­ние при сти­му­ля­ции ге­ни­таль­ных и экс­т­ра­ге­ни­таль­ных эро­ген­ных зон, дос­ти­гаю­щее сво­его мак­си­му­ма в ви­де ор­газ­ма. Сти­му­ля­ция и ор­газм в све­те тео­рии обу­че­ния дей­ст­ву­ют как под­кре­п­ляю­щие фак­то­ры, уси­ли­ваю­щие тен­ден­цию к по­ис­ку воз­бу­ж­даю­щих эро­тич. си­туа­ций. Чем бо­лее час­ты сек­су­аль­ные пе­ре­жи­ва­ния на­чи­ная с ран­не­го дет­ст­ва, чем с боль­шей бес­кон­фликт­но­стью они про­те­ка­ют и чем бо­лее тер­пи­мо к ним об­ще­ст­во, тем вы­ра­жен­нее ста­но­вит­ся сек­су­аль­ная мо­ти­ва­ция, т. е. воз­рас­та­ет уро­вень вле­че­ния. В про­цес­се на­ко­п­ле­ния опы­та сек­су­аль­ная ак­тив­ность пря­мо про­пор­цио­наль­на её эмо­цио­наль­ным по­след­ст­ви­ям для кон­крет­ной лич­но­сти. Т. о., со­глас­но эко­ло­гич. мо­де­ли, сек­су­аль­ное по­ве­де­ние и сек­су­аль­ная ак­тив­ность за­ви­сят от био­ло­ги­че­ских, пси­хо­ло­ги­че­ских и со­цио­куль­тур­ных фак­то­ров в их вза­им­ном пе­ре­пле­те­нии.

Сек­су­аль­ное удов­ле­тво­ре­ние – осн. пси­хо­ло­гич. фак­тор, оп­ре­де­ляю­щий ка­че­ст­вен­ную сто­ро­ну сек­су­аль­но­сти че­ло­ве­ка, и гл. цель пси­хо­сек­су­аль­ной ак­тив­но­сти. В клас­сич. тру­дах У. Мас­тер­са и В. Джон­сон (США) опи­са­ны фи­зио­ло­гич. про­цес­сы, про­те­каю­щие в ор­га­низ­ме муж­чи­ны и жен­щи­ны в за­ви­си­мо­сти от ста­дии ко­пу­ля­тив­но­го цик­ла (из­ме­не­ния час­то­ты пуль­са и ды­ха­ния, мы­шеч­но­го то­ну­са и цве­та ко­жи, пе­ре­рас­пре­де­ле­ние кро­ви по со­су­дам, уров­ня ар­те­ри­аль­но­го дав­ле­ния и др.). В ря­де пси­хо­ло­гич. ра­бот на ос­но­ве ана­ли­за боль­шо­го ста­ти­стич. мас­си­ва (бо­лее 60 тыс. лиц от 25 до 60 лет) бы­ло ус­та­нов­ле­но, что ощу­ще­ние пол­но­ты и сек­су­аль­но­го удов­ле­тво­ре­ния за­ви­сит от уров­ня об­щей удов­ле­тво­рён­но­сти жиз­нью, вклю­чаю­щей осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра че­ло­ве­ка, его це­ли и жиз­нен­ные при­ори­те­ты и удов­ле­тво­рён­ность сво­им суп­ру­гом (парт­нё­ром).

По­все­ме­ст­но от­ме­чае­мая тран­сфор­мация сек­су­аль­но­го по­ве­де­ния совр. че­ло­ве­ка – из­ме­не­ние брач­ных цен­но­стей и суп­ру­же­ских сти­лей, ин­ди­ви­дуа­ли­зация сек­су­аль­но­го по­ве­де­ния и уве­ли­че­ние по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ной ин­тим­но­сти, рас­ши­ре­ние сек­су­аль­ных «сце­на­ри­ев», но­вые пред­став­ле­ния о гра­ни­цах нор­мы и др. – со­став­ля­ет пред­мет меж­дис­ци­п­ли­нар­ных сек­со­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний.

Лит.: Masters W. H., Johnson V. E. Human sexual response. Toron­to; L., 1980; Берн Э. Секс в че­ло­ве­че­ской люб­ви. М., 1990; Фромм Э. Ис­кус­ст­во люб­ви. Минск, 1991. См. так­же лит. при ст. Сек­со­ло­гия.

Вернуться к началу