СА́ЛЛИВАН ХАРРИ СТЭК
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СА́ЛЛИВАН (Sullivan) Харри (Гарри) Стэк (21.2.1892, Норуич, штат Нью-Йорк – 14.1.1949, Париж), амер. психиатр и психоаналитик, представитель неофрейдизма. Окончил Чикагский колледж медицины и хирургии (1917). С 1922, работая в амер. больницах, впервые в США стал заниматься клинич. исследованиями и психотерапевтич. лечением шизофрении. Проф. Мэрилендского ун-та (с 1925). С 1931 в Нью-Йорке, где открыл частную практику. Проф. Вашингтонской школы психиатрии (1939–47), издатель ж. «Psychiatry» (1938–46).
В основе разработанной С. концепции психиатрии и психоанализа лежит понятие межличностных отношений. Он опирался при этом на теорию «поля» К. Левина, операционализм П. Бриджмена, идеи психологии развития. В центре этой концепции – анализ критич. стадий в формировании личности ребёнка, происходящем в процессе его взаимоотношений с окружающими людьми, начиная с эмпатич. связи младенца с матерью. Представления ребёнка о себе и других, его самооценка определяются на ранних стадиях его жизни реакциями на него и оценками значимых для него взрослых (напр., персонификации «я-хороший» и «я-плохой» как результат поощрения или неодобрения со стороны матери и т. п.). Гл. потребность личности – устранение тревоги и поддержка самоуважения – реализуется с помощью защитной системы «самости», которая может меняться в процессе развития. Самость осуществляет диссоциацию – отщепление от сознат. части личности неприемлемых и невыносимых для человека переживаний, а также избират. невнимание к переживаниям, вызывающим тревогу. В последующем развитии личности, согласно С., возможны следующие исходы: интеграция самости и диссоциированного материала (оздоровление личности); массивный перенос ненависти (хронич. паранойя); разрушение диссоциирующей системы и регрессия интереса и импульсов к уровню раннего детства и младенчества (гебефренический крах).
В практике лечения функциональных психич. расстройств (в т. ч. шизофрении и маниакально-депрессивного психоза), обусловленных неадекватными межличностными взаимоотношениями пациента, С. разработал т. н. метод психиатрич. интервью с его преимуществ. интересом к настоящему, а также метод активного наблюдения и конструктивного воздействия психиатра с целью расширения сферы сознания пациента в процессе складывающегося между ним и психиатром межличностного поля (напр., восполнение в ходе терапии отсутствующих переживаний, свойственных той или иной стадии развития, и т. п.).