Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПСИХОЛО́ГИЯ РАЗВИ́ТИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 691-692

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Ф. Обухова

ПСИХОЛО́ГИЯ РАЗВИ́ТИЯ, со­во­куп­ность дис­ци­п­лин, ис­сле­дую­щих ста­нов­ле­ние и пе­ре­ход пси­хич. яв­ле­ний от од­но­го уров­ня к дру­го­му, при ко­то­ром про­ис­хо­дят ка­че­ствен­ные из­ме­не­ния пси­хич. про­цес­сов, по­яв­ле­ние но­вых ме­ха­низ­мов и струк­тур. Для про­грес­сив­но­го раз­ви­тия ха­рак­тер­на воз­рас­таю­щая ор­га­ни­за­ция и диф­фе­рен­циа­ция пси­хич. про­цес­сов, для ано­маль­но­го раз­ви­тия – на­ру­ше­ние этих про­цес­сов, а для рег­рес­сив­но­го раз­ви­тия – дез­ор­га­ни­за­ция, за­мед­ле­ние и пре­кра­ще­ние рос­та и на­ко­п­ле­ния пси­хич. спо­соб­но­стей.

В со­став П. р. вхо­дят эво­лю­ци­он­ная пси­хо­ло­гия, вклю­чаю­щая в се­бя зоо­пси­хо­ло­гию и ан­тро­по­ге­нез, и П. р. че­ло­ве­ка, про­бле­мы ко­то­рой рас­смат­ри­ва­ют­ся воз­рас­тной пси­хо­ло­ги­ей, ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­ги­ей, эт­ноп­си­хо­ло­ги­ей и др. Био­ло­гич. ос­но­вы раз­ви­тия изу­ча­ют­ся ней­ро­фи­зио­ло­ги­ей, пси­хо­фи­зио­ло­ги­ей и пси­хо­ге­не­ти­кой.

Наи­бо­лее раз­ра­бо­та­на воз­рас­тная пси­хо­ло­гия, вклю­чаю­щая в се­бя дет­скую пси­хо­ло­гию, пси­хо­ло­гию зре­лых воз­рас­тов (life-span), ге­рон­топ­си­хо­ло­гию. Она изу­ча­ет пси­хич. раз­ви­тие че­ло­ве­ка на про­тя­же­нии его жиз­нен­но­го пу­ти, спе­ци­фич. осо­бен­но­сти мла­ден­че­ст­ва, дет­ст­ва, под­ро­ст­ко­во­го воз­рас­та, юно­сти, зре­ло­сти, ста­рос­ти, пе­ре­ход от од­но­го пси­хо­ло­гич. воз­рас­та че­ло­ве­ка к дру­го­му и свя­зан­ные с этим воз­рас­тные кри­зи­сы.

Ос­но­вы П. р. че­ло­ве­ка бы­ли за­ло­же­ны Л. С. Вы­гот­ским, З. Фрей­дом, ав­ст­ро-амер. пси­хо­ло­гом Х. Вер­не­ром (1890–1964), Ж. Пиа­же, П. Я. Галь­пе­ри­ным и раз­ви­ты в ра­бо­тах А. Н. Ле­он­ть­е­ва, А. В. За­по­рож­ца, Д. Б. Эль­ко­ни­на, В. П. Зин­чен­ко, В. В. Да­вы­до­ва, Б. Д. Эль­ко­ни­на, А. Фрейд, М. Мид, Дж. Бру­не­ра, А. Бан­ду­ры, Э. Эрик­со­на и др.

В по­ни­ма­нии хо­да, ус­ло­вий, ис­точ­ни­ка, фор­мы и дви­жу­щих при­чин раз­ви­тия пси­хи­ки и лич­но­сти че­ло­ве­ка раз­ли­ча­ют­ся клас­си­че­ская и не­клас­си­че­ская П. р. В клас­сич. пси­хо­ло­гии пре­об­ла­да­ет ес­те­ст­вен­но-на­уч. па­ра­диг­ма, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой ис­точ­ни­ком раз­ви­тия яв­ля­ет­ся из­на­чаль­ная при­ро­да че­ло­ве­ка, сре­да – это ус­ло­вие раз­ви­тия, про­ис­хо­дя­ще­го в фор­ме адап­та­ции к сре­де; кон­вер­ген­ция на­след­ст­вен­но­сти и сре­ды яв­ля­ет­ся дви­жу­щей при­чи­ной раз­ви­тия, ко­то­рое пред­став­ля­ет со­бой про­цесс со­циа­ли­за­ции (пси­хо­ана­лиз, ге­не­тич. пси­хо­ло­гия Ж. Пиа­же, би­хе­вио­ризм, со­ци­аль­но­го нау­че­ния тео­рия). В не­клас­сич. пси­хо­ло­гии сре­да яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком раз­ви­тия пси­хи­ки, про­ис­хо­дя­ще­го в фор­ме при­свое­ния куль­ту­ры, на­ко­п­лен­ной на про­тя­же­нии пред­ше­ст­вую­щей ис­то­рии, и пе­ре­хо­да от со­ци­аль­но­го к ин­ди­ви­ду­аль­но­му (про­цесс ин­те­рио­ри­за­ции); ус­ло­вия раз­ви­тия – мор­фо­фи­зио­ло­гич. осо­бен­но­сти моз­га и об­ще­ние. Дви­жу­щей при­чи­ной раз­ви­тия яв­ля­ет­ся обу­че­ние (см. Куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия).

Ме­ха­низ­мы воз­ник­но­ве­ния но­во­го, вы­яв­лен­ные в П. р.: диф­фе­рен­циа­ция и ие­рар­хич. ин­те­гра­ция пси­хич. яв­ле­ний (Х. Вер­нер), пе­ре­строй­ка от­но­ше­ний вну­три це­ло­ст­но­го ан­самб­ля этих яв­ле­ний (ги­по­те­за Л. С. Вы­гот­ско­го о сис­тем­ном и смы­сло­вом строе­нии соз­на­ния), клас­сич. обу­слов­ли­ва­ние (И. П. Пав­лов и его уче­ние о фор­ми­ро­ва­нии ус­лов­ных реф­лек­сов), опе­рант­ное нау­че­ние (Б. Скин­нер), под­ра­жа­ние мо­де­ли (А. Бан­ду­ра), «вкли­ни­ва­ние» (Д. Б. Эль­ко­нин; напр., от­рыв свой­ст­ва ве­щи от са­мой ве­щи че­рез её изо­бра­же­ние, при­во­дя­щий к воз­ник­но­ве­нию ка­те­го­ри­аль­но­го вос­при­ятия).

Стра­те­гии, ис­поль­зуе­мые в П. р.: на­блю­де­ние (по­лу­че­ние фак­тов), кон­ста­ти­рую­щий экс­пе­ри­мент (обоб­ще­ние по­лу­чен­ных фак­тов и ус­та­нов­ле­ние за­ко­нов), фор­ми­рую­щий экс­пе­ри­мент, вы­яв­ляю­щий скры­тые ме­ха­низ­мы пси­хич. про­цес­са, не­дос­туп­ные не­по­средств. на­блю­де­нию.

Ка­ж­дая стра­те­гия име­ет свои ме­то­ды: ро­ди­тель­ские днев­ни­ки (Н. А. Мен­чин­ская, В. С. Му­хи­на) в рам­ках на­блю­де­ния, ме­то­ды по­пе­реч­ных сре­зов (Ж. Пи­а­же) и лон­ги­тюд­ных ис­сле­до­ва­ний (А. Ге­зелл, Л. Тер­мен, США) в рам­ках кон­ста­ти­рую­ще­го экс­пе­ри­мен­та, экс­пе­ри­мен­таль­но-ге­не­тич. ме­тод, по­зво­ляю­щий пе­рей­ти от опи­са­ния яв­ле­ния к его объ­яс­не­нию (Л. С. Вы­гот­ский), и ме­тод по­этап­но-пла­но­мер­но­го фор­ми­ро­ва­ния ум­ст­вен­ных дей­ст­вий, по­ня­тий и об­ра­зов (П. Я. Галь­пе­рин) в рам­ках фор­ми­рую­ще­го экс­пе­ри­мен­та и т. д. В со­ста­ве этих ме­то­дов су­ще­ст­ву­ют мно­го­числ. ме­то­ди­ки ис­сле­до­ва­ния (тес­ты). Тес­ти­ро­ва­ние в стра­те­гии кон­ста­ти­рую­ще­го экс­пе­ри­мен­та ча­ще все­го осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по схе­ме «сти­мул – ре­ак­ция», оди­на­ко­во при­ло­жи­мой ко всем фор­мам по­ве­де­ния – низ­шим и выс­шим. Для ис­сле­до­ва­ния спе­ци­фи­ки выс­ших пси­хич. функ­ций в рам­ках экс­пе­ри­мен­таль­но-ге­не­тич. ме­то­да при­ме­ня­ет­ся ме­то­ди­ка двой­ной сти­му­ля­ции (т. н. ме­то­ди­ка Вы­гот­ско­го – Са­ха­ро­ва), ко­гда один ряд сти­му­лов вы­пол­ня­ет функ­цию объ­ек­та, на ко­то­рый на­прав­ле­на дея­тель­ность ис­пы­туе­мо­го, а дру­гой – функ­цию зна­ков, с по­мо­щью ко­то­рых эта дея­тель­ность ор­га­ни­зу­ет­ся (схе­ма ме­то­ди­ки при­об­ре­та­ет фор­му «объ­ект – сред­ст­во – дея­тель­ность»).

Лит.: Werner H. Einführung in die Entwick­lungspsychologie. Lpz., 1926; idem. The concept of development from a comparative and orga­nismic point of view // The Concept of deve­lop­ment / Ed. D. B. Harris. Minneapolis, 1957; Вы­гот­ский Л. С. Раз­ви­тие выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций. М., 1960; Ле­он­ть­ев А. Н. Про­бле­мы раз­ви­тия пси­хи­ки. 4-е изд. М., 1981; Эль­ко­нин Д. Б. Из­бран­ные пси­хо­ло­ги­че­ские тру­ды. М., 1989; Бат­тер­ворт Дж., Хар­рис М. Прин­ци­пы пси­хо­ло­гии раз­ви­тия. М., 2000; Мил­лер С. Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия: Ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния. М., 2002; Крэйн У. Тео­рии раз­ви­тия. Сек­ре­ты фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. [СПб., 2002]; Шэф­фер Д. Де­ти и под­ро­ст­ки. Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия. СПб., 2003; Галь­пе­рин П. Я. Пси­хо­ло­гия как объ­ек­тив­ная нау­ка. 3-е изд. М.; Во­ро­неж, 2008; Эль­ко­нин Б. Д. Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия. 4-е изд. М., 2008; он же. Опо­сред­ст­во­ва­ние. Дей­ст­вие. Раз­ви­тие. Ижевск, 2010.

Вернуться к началу